Воду льём теперь с оглядкой

В минувшую пятницу по инициативе Приморского отделения общественной организации «Голос» состоялся «круглый стол», главной темой обсуждения за которым стала защита интересов населения при установке, поверке и осуществлении расчётов по показаниям приборов у

29 июль 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2570 от 29 июль 2009

В минувшую пятницу по инициативе Приморского отделения общественной организации «Голос» состоялся «круглый стол», главной темой обсуждения за которым стала защита интересов населения при установке, поверке и осуществлении расчётов по показаниям приборов учёта потребления холодной и горячей воды.

Накануне среди жителей города был проведён опрос, подтвердивший, что установка поквартирных водомеров ведёт к существенной экономии расходов семей на коммунальные платежи (из числа тех, кто установил у себя приборы учёта, именно так считают 108 человек, не поддержали это мнение только 14 респондентов).

Однако установить счётчики – ещё не всё. Ведь если пропустить срок их поверки, то тебя снова переведут на оплату услуги по нормативам потребления. Многие об этом до сих пор просто не знают. В ответ на вопросы о том, кто осуществляет государственный метрологический контроль приборов разного назначения; где во Владивостоке производится поверка приборов учёта горячей и холодной воды; знаете ли вы, когда заканчивается межповерочный интервал у ваших счётчиков, опрашиваемые чаще всего в неведении пожимали плечами.

Участники «круглого стола» тоже с обеспокоенностью отметили плохую информированность на этот счёт жителей города. А это рождает большое количество жалоб в разные инстанции. Помощник уполномоченного по правам человека в Приморском крае Наталья Кагай рассказала:

– В массовом порядке проблема возникла в прошлом году, но острота её не снята до сих пор. К сожалению, ни поставщики, ни исполнители коммунальной услуги не предоставляют гражданам полной информации. Зачастую нам приходится давать подробные консультации по порядку ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учёта, разъяснять, какими документами оформляются результаты поверки, кем и в каком порядке фиксируется дата последней поверки, законно ли изменение порядка оплаты горячей и холодной воды после истечения срока поверки индивидуального прибора учёта и т.д. В конце концов под нажимом общественности в квитанциях стали выставляться сроки окончания поверки установленных в квартире счётчиков, что можно считать прогрессом. Но возникли другие трудности. Нынешние большие очереди на поверку ведут к тому, что невозможно уложиться до конца межповерочного интервала и какое-то время приходится платить за воду по расчётным нормативам. Это вызывает протест жильцов. Недостаёт, на мой взгляд, и честного разъяснения того, что гораздо выгоднее устанавливать новые водосчётчики, а не тратить время и деньги на поверку, которая в итоге чаще всего показывает: прибор учёта нужно менять.

Участники «круглого стола» пришли к заключению, что тем более население не ведает, из чего складываются тарифы на ту или иную коммунальную услугу. «Тайну» о формировании тарифа на холодную воду приоткрыла начальник отдела по тарифному регулированию администрации Владивостока Светлана Ежелова:

– Сейчас к полномочиям администрации Владивостока относится только регулирование как раз тарифов на холодное водоснабжение, канализацию и на утилизацию твёрдых бытовых отходов (утверждение всех остальных тарифов на коммунальные услуги – это полномочия края). Горводоканал разрабатывает свою производственную программу и определяет финансовые потребности для её реализации. Специально создаваемая комиссия анализирует экономическую обоснованность представленных затрат предприятия, рассматривает его производственную программу и после этого выносит решение об утверждении тарифов. Обсчитывается не рентабельность в процентах, как некоторые думают, а определённые мероприятия, которые должны способствовать улучшению услуги.

– К примеру, в нашу производственную программу входит устранение потерь на сетях водоснабжения и канализации, – дала пояснения начальник отдела развития горводоканала Юлия Семёнова. – Ни для кого не секрет, в каком состоянии находятся сейчас сети, которые не менялись уже «тысячу» лет. К увеличению аварийности сетей ведут нередкие у нас засухи, когда приходится вводить режимное водоснабжение, число порывов труб и других аварий после этого сразу возрастает в три раза. Потребности нашей производственной программы на капремонт в год на сегодня – примерно 200 миллионов рублей, но закладывается только 35 миллионов на услуги водоснабжения и столько же – на канализацию. Но надо сказать, что впервые за многие годы средства для производства работ на водопроводных сетях предусмотрены и в городском бюджете. И они исправно выделяются.

Юлия Семёнова рассказала, что сбережению воды способствует установка не только поквартирных счётчиков, но и регуляторов давления. Это особенно актуально для нашего специфического рельефа. После установки регулятора давления на входе в дом расход воды на одного человека может снизиться чуть ли не в два раза. В некоторых домах Водоканал в рамках программы энергоресурсосбережения сам ставит водомерные узлы с регуляторами давления. Но будут ли они устанавливаться в городе в массовом порядке? И за счёт кого? За счёт населения?

Участники «круглого стола» подняли ещё много вопросов, связанных с водоснабжением горожан и оплатой этой коммунальной услуги. У наших читателей есть возможность присоединиться к разговору, отправив свои письма на электронные адреса: [email protected] или [email protected].

Автор: Надежда БРАЖИНА