Блага ЕГЭ

«Что делать выпускнику, который не сдал ЕГЭ» – «круглый стол» под таким названием прошёл во Владивостокском филиале Санкт-Петербурского Гуманитарного университета профсоюзов. Представители вузов Владивостока, школ города и администрации краевого центра на

23 июль 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2567 от 23 июль 2009
f2e3e5f92915c15412dca41b93f6db94.jpg

«Что делать выпускнику, который не сдал ЕГЭ» – «круглый стол» под таким названием прошёл во Владивостокском филиале Санкт-Петербурского Гуманитарного университета профсоюзов. Представители вузов Владивостока, школ города и администрации краевого центра на главный вопрос дали ответ довольно быстро: если не сдал ЕГЭ, главное – не отчаиваться. Во-первых, через год экзамен можно будет пересдать, во-вторых…

– Если не хочется терять год, наш вуз предлагает несколько выходов, – говорит Елена Гормина, заместитель директора по учебной и научной работе Владивостокского филиала Санкт-Петербургского университета профсоюзов. – Например, мы проводим набор на подготовительные курсы и делаем упор на изучение тех дисциплин, которые являются обязательными для сдачи ЕГЭ. Есть при нашем вузе – в Санкт-Петербурге – лицей, расположенный в курортной зоне города. Здесь школьники обучаются с 9-го по 11-й класс. И те выпускники, которые не сдали ЕГЭ, имеют возможность поступить в лицей как слушатели, на любой период и подтянуть те дисциплины, которые они выберут для сдачи ЕГЭ. Разумеется, что те, кто успешно сдаст экзамен, поступят в университет профсоюзов. Замечу, что наш головной вуз, среди прочих, предлагает четыре специальности, которые не реализуются более нигде в России, например, режиссёр мультимедиапрограмм.

Набор на подготовительные курсы ведётся круглогодично, мы даём возможность даже в максимально короткие сроки ударно подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Но поиск ответа на вопрос, заявленный в теме «круглого стола», занял меньше времени, чем обсуждение самого единого государственного экзамена, его плюсов и минусов…

Пораньше бы! Пораньше…

– У нас в школе было три выпускных классах, – говорит Лидия Ниман, завуч средней школы № 23 Владивостока. – Из 79 учеников ЕГЭ не сдали двое, причём одна из них – девочка, приехавшая из Армении буквально год назад. Она даже на уровне бытового общения плохо владела языком, так что результат ЕГЭ по русскому был предсказуем. К этому ребёнку нужен был индивидуальный подход с самого начала.

– Согласна с вами, – добавила Елена Гормина. – Многие из тех ребят, которые в этом году не сдали ЕГЭ по русскому языку, – это дети из зарубежных государств, которые недавно приехали во Владивосток на ПМЖ, в наших школах завершают обучение, а начинали у себя на родине. В законе о едином государственном экзамене подобные случаи не были предусмотрены…

– Я много беседовала с учителями после того, как был сдан ЕГЭ, – продолжила Лидия Леонидовна. – Все они отметили, что задания были посильные – я имею в виду по математике и русскому языку. Что же касается экзаменов по выбору, то, например, по физике задание С занимало почти полную страницу. Представляете, какое количество печатного текста?

Если говорить об общих проблемах ЕГЭ, то я бы вычленила несколько. Первое – это несоответствие заданий ЕГЭ программам, по которым обучаются ребята. Особенно это касается таких предметов, как история, обществознание, русский язык. Тут нужна полная унификация, потому что в разных учебниках разным событиям в той же истории уделяется разное место. По русскому языку – четыре вида учебников, это сложно даже тогда, когда ребёнок просто из школы в школу переходит.

Второе – готовить к ЕГЭ нужно с пятого класса. Дети, которые сдавали экзамен в этом году, в течение всего обучения в школе готовились к другой форме аттестации, не к тестам.

ЕГЭ разрабатывался больше с учётом пожеланий вузов, они как бы формировали его под себя, желая, так сказать, ориентироваться сразу на высокий балл. Но немало в жизни примеров, когда ребята, в школе учившиеся на «тройки», в вузе менялись, получали даже красные дипломы.

Теперь, что касается сдачи литературы на ЕГЭ. Главная задача – научить детей говорить, развить речь, приобщить к богатству мировой литературы. А покажет ли тест умение излагать свои мысли? Сомневаюсь…

Собственно говоря, жаль, что мы так поздно вступили в сдачу ЕГЭ, что не было подготовительного периода, участия в эксперименте, ведь во многих регионах России в этом году сдавали экзамен ребята, которых начали готовить к такому варианту испытаний ещё пять лет назад, когда ЕГЭ вводился как эксперимент. Даже на будущий год, уверена, у нас будут лучшие результаты, потому что учителя уже будут лучше понимать, к чему готовить ребят.

– Согласна с вами, Лидия Леонидовна, – вступила в разговор Ирина Гиниятуллина, главный специалист отдела мониторинга и развития образования администрации Владивостока. – В тех регионах, где ЕГЭ проходит не первый год, обучение в школах строится немного по другим методикам, с учётом того, что ребята будут сдавать тесты, а не устные экзамены. Позднее включение Приморья в ЕГЭ – это не благо для края, скорее, наоборот. У большинства регионов России было время в экспериментальном режиме поучаствовать в этой форме аттестации, прочувствовать, включиться потихоньку. Дети начинали переходить из класса в класс по тестам начиная с пятого класса. И были готовы – внутренне, психологически – к ЕГЭ.

Есть «двойки»? Это хорошо!

Во Владивостоке в этом году в ЕГЭ по русскому языку участвовали 3487 человека и 3482 по математике. Остальные дети участвовали в традиционной форме аттестации, потому что проходили обучение на дому по болезни. Несколько человек из этого числа отказались от традиционной формы и сочли необходимым сдать ЕГЭ, проверить свои силы.

– ЕГЭ высветил те проблемы в нашем образовании, которые давно пора решать, – говорит Ирина Гиниятуллина, – и считаю, что его влияние, скорее, позитивное.

Во-первых, у выпускников образовались каникулы, которых ранее, когда после выпускных экзаменов сразу начинались вступительные, просто не было. А передышка очень важна.

Очень важно, на мой взгляд, то, что появились у нас «двойки», то есть дети, не сдавшие экзамен даже после второй попытки. Много лет подряд выпускники неудовлетворительных отметок на экзаменах не получали, и я считаю, что это была необъективная картина.

По итогам сдачи ЕГЭ «двоек» не так много: всего 280 человек, из них 103 – дневной формы обучения, остальные – вечерней. Конечно, я считаю, что вечерние школы должны иметь выбор – будут выпускники сдавать ЕГЭ или нет.

Мы, кстати, были внутренне готовы к тому, что результаты ЕГЭ будут куда более печальными, и очень рады, что наши прогнозы не оправдались. Ученица 14-й школы набрала сто баллов по математике! В 23-й школе – вашей, Лидия Леонидовна, – есть класс, в котором средний балл по математике – выше 60! И это при том, что минимальный балл по математике – 21, это получается, что нужно решить всего четыре задания из 26.

И ещё один плюс ЕГЭ. Он дал, скажем так, пинка тем детям, которые не хотели учиться вообще и жили по принципу: а, всё равно «тройку» поставят, на второй год не оставят. В прошлом году, когда сдавали ЕГЭ только по математике, в качестве бонуса прибавляли балл всем выпускникам. Так я видела тесты с нулевым количеством решений! В этом году была совсем другая картина. После первого в этом году ЕГЭ по русскому языку было довольно много «двоечных» тестов. Потом эти ребята пришли на пересдачу. И было видно, как они смогли взяться за ум, как постарались и подготовились.

– Это правда, – подтверждает Лидия Леонидовна. – Заволновались и родители, поняли, что к ЕГЭ следует готовиться всерьёз, что надо браться за своих отпрысков! Очень хорошо, что в этом году провели тренировочный ЕГЭ для девятиклассников. Во-первых, ребята поняли, как нужно работать с тестами, во-вторых, и они сами, и их родители успокоились – не так страшен ЕГЭ, как его малюют!

– ЕГЭ вскрыл проблему кадров, – продолжила Ирина Анатольевна. – Наши учителя – как правило, уже старше среднего возраста – привыкли работать по старинке, перестроиться им очень трудно. Несмотря на то что ПИППКРО (Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования) работает не первый год в этом направлении, здесь много сложностей.

Кадровый вопрос стоит в школе очень остро – с этим были согласны все участники «круглого стола»

– Средний возраст педагогов в нашей школе, – говорит Лидия Ниман, – 55 лет. Молодые специалисты не хотят идти на работу с зарплатой, которую можно назвать смешной. Вот пример. Приходил к нам недавно в школу молодой историк – у него семья, он хотел стабильной работы. Мы предложили ему много часов (две ставки), и то, когда ему рассчитали зарплату и показали итог, он передумал устраиваться в школу. Потому что даже при двух ставках он получал бы чуть более семи тысяч! Ну как на эти деньги жить семье? И мы не получили очень перспективного педагога. Да, с этого года есть поощрения для молодых специалистов, которые после вуза идут в школу, но это не панацея…

Обсудив плюсы и минусы единого государственного экзамена, участники «круглого стола» пришли к общему выводу: новая форма аттестации в перспективе может оказать положительное воздействие на ситуацию в российском довузовском образовании, но, безусловно, в законе о ЕГЭ есть моменты, нуждающиеся в более подробном рассмотрении

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ