Восток Цемент
Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Экономика

За работой, как на праздник

У вас есть любимая работа и вам платят приличную зарплату? Вам крупно повезло. Потому что сегодня 38699 приморцев только официально имеют статус безработных. А сколько тысяч неработающих граждан по тем или иным причинам не встали на учёт на «биржу труда»,
За работой, как на праздник

У вас есть любимая работа и вам платят приличную зарплату? Вам крупно повезло. Потому что сегодня 38699 приморцев только официально имеют статус безработных. А сколько тысяч неработающих граждан по тем или иным причинам не встали на учёт на «биржу труда», никто точно не знает.

Работа и экономический кризис – в обсуждении этой темы за «круглым столом» медиацентра газеты «Владивосток» участвовали заместитель начальника Управления государственной службы занятости населения (УГСЗН) Приморского края Наталья Балакирева, начальник отдела управления по труду Приморского края Елена Криворучко, начальник управления по труду и занятости населения Владивостока Елена Петруня, директор завода «Дальприбор» Роман Титков, ректор МГУ имени Невельского Сергей Огай, руководитель государственной инспекции труда Приморского края Сергей Кожушко, заместитель директора центра занятости населения Владивостока Галина Кривошапкина.

На выход с вещами

С октября прошлого года по апрель нынешнего рынок труда в Приморье наиболее остро ощутил влияние экономического кризиса. И всё-таки, по мнению наших экспертов, таких серьёзных потрясений, как в центральной части России, в Приморье не было.

– Причин несколько, – говорит Наталья Балакирева, – у нас нет крупных промышленных предприятий автопрома или сталелитейного производства. Позитивную роль сыграло и строительство объектов саммита, где трудится немало наших земляков. Последние месяцы ситуация на рынке труда остаётся стабильной.

Как свидетельствует статистика, с апреля 2009 года уровень безработицы в Приморье стал снижаться: сейчас она составляет 3,5 процента против 2,7 процента в прошлом году. Из 38 699 безработных 56 процентов составляют женщины, 28,9 процента – молодёжь до 30 лет, 10,9 процента – сокращённые на предприятиях.

Сложнее ситуации с безработицей в сельской местности: к примеру, в Ольгинском районе она достигает 14,6 процента(во Владивостоке – 1,3 процента).

В Приморье на рынок труда повлияли главным образом сокращения в министерстве обороны и изменения в автомобильном бизнесе.

Понятно, что у молодых граждан, оказавшихся безработными, больше шансов найти подходящую вакансию, чем людям после 40 лет. Чаще всего оказываются безработными люди предпенсионного возраста и женщины.

И швец и жнец

Какие профессии востребованы сегодня и будут актуальны завтра? Высококвалифицированные рабочие, машинисты крана, электромонтажники, токари, электрогазосварщики, водители, механики, специалисты IT-технологий, строительства и проектно-сметного дела, учителя, врачи, медсестры и нянечки, инженеры и техники, бухгалтера. 80 процентов вакансий составляют рабочие профессии, 20 процентов – ИТР и служащие. В течение года на строительство объектов саммита АТЭС поступило 687 заявок – в основном на представителей строительных и рабочих специальностей.

Соискатели зачастую допускают одни и те же ошибки: например, хотят работу, аналогичную той, которую потеряли, с такими же условиями и зарплатой. Специалисты дают совет: обратиться в службу занятости, использовать программы курсового обучения, рассмотреть варианты смежных профессий. Или взять у государства 70 с лишним тысяч рублей и открыть собственное дело, как некоторые наши земляки уже отважились сделать.

Как заметила Галина Кривошапкина, рано или поздно любой специалист находит работу, причём учитываются комплексные навыки работника. Проще говоря, шансов больше у того, кто «и швец, и жнец, и на дуде игрец», да ещё, как кот Матроскин, вышивать умеет…

На море и на суше

– Молодые люди, как правило, не любят ждать, они хотят сразу и всё, не понимая, что фундамент их будущего связан с правильно выбранной дорогой в юности, – считает ректор МГУ имени Невельского Сергей Огай. – При этом качество подготовки специалиста – самое главное. Если он грамотный и действительно хочет работать, то будет обязательно востребован. Морские профессии сегодня продолжают оставаться в дефиците: нехватка наших выпускников против заявок судоходных компаний – от 30 до 50 процентов ежегодно. В МГУ рост набора курсантов и студентов произошёл только с прошлого года, когда мы получили количество бюджетных мест на плавательные специальности с увеличением на 32-36 процентов – это революционный скачок. В этом году количество дополнительных бюджетных мест увеличилось ещё на 10 процентов. Понятно, что это неплохой задел на предстоящее пятилетие, когда наши выпускники пополнят посткризисный рынок труда.

Если говорить о наборе, который идёт сейчас, то желающих поступить на морские специальности примерно столько же, сколько и в прошлые годы. Неожиданно резко возрос интерес абитуриентов к радио– и электромеханическим специальностям – почти в три раза по сравнению с 2008 годом. Учитывая, что обучение на плавательные специальности в МГУ бесплатное, мы будем предлагать тем, кто не пройдёт по конкурсу, поступать на смежные специальности. Для многих это реальный шанс не терять год, а то и два.

МГУ реагирует и на современные тенденции в развитии экономики региона, например, строящийся в Приморье нефтегазовый комплекс. Причём стараемся найти свою нишу – это эксплуатация нефтегазового оборудования, систем и механизмов. Надо сказать, что уже есть стабильно высокий конкурс на эти специальности.

Морская деятельность на Дальнем Востоке значительно расширяется. Это не только флот, порт, судоремонт, но и всё, что связано с обеспечением связи, экологической безопасностью, защитой моря.

У нас есть целый ряд сухопутных специальностей, таких как информационная безопасность, связь с подвижными объектами, причём они стали весьма популярными.

Ещё один плюс морского университета – здесь можно получить образование в комплексе. Что это значит? Мы предлагаем начальную ступень обучения морскому делу, среднее техническое образование и высшее.

Серьёзные коррективы в выбор абитуриентов этого года внесло поступление в вуз на основе сданного ЕГЭ. Не стоит отчаиваться тем, у кого не получилось сдать ЕГЭ так, как он хотел. Выход есть – приобрести профессию поэтапно, начиная с самых азов. Бывает, что такой путь оказывается вернее – человек раньше овладеет практическими навыками, а через несколько лет будет совершенствоваться, обучаясь на следующей ступени. Кстати, прохождение практики на учебном парусном судне МГУ «Надежда» – это настоящая школа жизни для юношей, где проверяются их человеческие качества, где они мужают физически и нравственно.

Закалка, которую даёт морской университет, позволяет человеку найти своё место в жизни независимо от выбранной профессии.

А зарплата-то растёт…

Ну а как во Владивостоке и в крае с зарплатой – основным источником дохода и индикатором уровня жизни? Отбросим на минуту субъективные грустные ощущения по этому поводу и послушаем специалиста.

– Несмотря на кризисные явления, зарплата у нас постоянно растёт, – говорит Елена Криворучко. – С прошлого года она увеличилась на 12,3 процента. Средняя зарплата по Приморскому краю в 2008 году была 16867 рублей, а в мае 2009 года – 18319 рублей. Во Владивостоке уровень зарплат примерно на 19 процентов выше, чем по краю.

Мало заработать зарплату, её надо ещё и получить. Эта одна из самых острых проблем не только в крае, но и в стране. Контроль за выплатой зарплат осуществляется сейчас всей вертикалью власти. В Приморье на 1 января задолженность была 83 млн руб., в июле – уже 65,7 млнруб.

Нужны инженеры

– Так как мы – предприятие оборонного назначения, то зависим от федерального бюджета, от министерства обороны, и от тех изменений, которые там происходят, – говорит Роман Титков. – Нам удалось ликвидировать спад в заказах, приостановить сокращения, даже частично взяли обратно тех, кто находился в стадии сокращения. Активно работаем в полторы смены и надеемся, что такая ситуация продлится в следующем году.

Высококлассных специалистов в Приморье крайне мало, и они, как правило, в предпенсионном возрасте. Средний возраст специалистов на нашем предприятии – 55-57 лет. Бывает, уникальные специальности умирают вместе с людьми – нет смены. Сейчас молодые кадры составляют 1/4 от общей численности работающих – это, конечно, мало. И мы активно ведём набор молодых специалистов. Что интересует работника, особенно молодого? Жильё, зарплата, карьера, обучение, стабильность. Нет жилья – не идут специалисты, хотя могли бы приехать из других районов края и других регионов. Пока мы можем предложить компенсацию съёмного жилья. Что будет завтра – время покажет.

Сегодня рабочие специальности нужны, но всё же высокотехнологичное оборудование осваивают инженеры. Именно инженеры нужны промышленности сегодня и завтра. На мой взгляд, сейчас утрачено уважение к труду – и простого работника, и инженера, и управленца. Нет престижности рабочих профессий. Смещён акцент на более высокооплачиваемые должности. Но там нет места для всех! И далеко не всем они интересны из-за своей специфики. Совместно с органами власти, образовательными учреждениями надо вплотную заняться повышением престижности труда инженера и управленца уже сейчас. Иначе у российской промышленности не будет завтрашнего дня. А это значит, что наши технические кадры уйдут развивать предприятия других стран, поскольку российские могут просто исчезнуть.

Автор : Надежда БРАЖИНА

comments powered by Disqus
В этом номере:
ОБЪЕКТИВная машина времени

Вчера в галерее Portmay прошло торжественное открытие фотовыставки, посвящённой 20-летию газеты «Владивосток».

Президентский контроль
Президентский контроль

В ходе рассмотрения в своей приёмной обращения жительницы приморской столицы Анны Петровской президент Дмитрий Медведев дал категоричные поручения министру транспорта, полпреду и губернатору привести участок трассы М-60 «Хабаровск – Владивосток» в порядок

Программа капремонта домов продолжается

На заседании Думы Владивостока, состоявшемся в среду, была принята корректировка городского бюджета, связанная с изменением объёма безвозмездных поступлений из «вышестоящих» бюджетов. Увеличен размер субсидий на денежные выплаты медперсоналу, на строитель

Японский жук границу не пройдёт
Японский жук границу не пройдёт

Продолжением политики ужесточения порядка ввоза в Россию импортной автотехники стало введение процедуры санитарного контроля: с 15 июля все подержанные автомобили, включая легковые, микроавтобусы, грузовики и даже бетономешалки можно импортировать только

Будем дружить портами

Официальное письмо чрезвычайного и полномочного посла Республики Перу в Российской Федерации Умберто Умереса Альвареса поступило на имя главы Владивостока Игоря Пушкарёва.

Последние номера