Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Без политики

Под водой, аки посуху

Обединённая команда Владивостока – единственная представляющая Россию – уже дважды с успехом выступила на Международных студенческих соревнованиях в классе телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов. В прошлом году в Сан-Диего, США, наши «дебютанты»
Под водой, аки посуху

Обединённая команда Владивостока – единственная представляющая Россию – уже дважды с успехом выступила на Международных студенческих соревнованиях в классе телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов. В прошлом году в Сан-Диего, США, наши «дебютанты» заняли 8-е место, в 2009 году – 4-е, вплотную подобравшись к призовым позициям. О том, как проходили эти соревнования и как к ним готовились студенты, рассказывает Александр Щербатюк, наставник команды, заведующий кафедрой подводной робототехники Института физики и информационных технологий ДВГУ и заведующий лабораторией систем навигации обработки сенсорной информации Института проблем морских технологий ДВО РАН.

– Александр Фёдорович, кто представлял Россию в соревнованиях?

– Общий состав команды – 12 человек. Непосредственно участвовали в состязаниях студенты Фёдор Дубровин, Денис Михайлов и Денис Родькин. Наставники – капитан и лидер команды прошлого года Сергей Мун, Николай Найденко и я.

– Как всё прошло в этом году?

– Главные события развернулись 24-26 июня в Массачуссетской морской академии, которая находится под Бостоном. По сути, это неофициальный чемпионат мира среди студентов по телеуправляемым подводным аппаратам. Он проводится с 2001 года. В 2008 году принимали участие 27 команд, в 2009-м – 28 из США, Канады, Великобритании, Китая. Признанными лидерами в этой области являются американцы и англичане. Наша команда единственная представляла Россию.

Соревнования проходили в два этапа. На первом нужно было выступить с презентацией – подготовить постер, представляющий команду и аппарат, инженерный доклад и ответить на вопросы комиссии. Ребята должны были рассказать о том, как они делали аппарат, какие новые технические решения при этом применялись, для каких целей и задач предназначены эти новшества. Члены комиссии, в которую входят ведущие специалисты в этой области, задавали вопросы и решали, сами ли студенты сделали этот аппарат, насколько творчески они к этому подошли. На втором этапе нужно было выполнить несколько заданий. В итоге мы набрали 406 очков из 500 возможных и в итоге заняли четвёртое место.

– А какие «задачки» пришлось решать?

– Эта часть чемпионата проходила в бассейне глубиной пять метров. В этом году надо было спасать терпящие бедствие подводные лодки. Требовалось обойти макет лодки и найти повреждения, открыть люк и загрузить через него аккумуляторы, заполнить воздухом резервуар и «посадить» аппарат на стыковочный модуль. На выполнение всех четырёх заданий миссии отводилось 15 минут.

Тематику конкурса и конкретные задания организаторы соревнований объявляют заранее, примерно за полгода. Естественно, команды готовятся к соревнованиям и реконструируют имеющиеся или разрабатывают новые подводные аппараты, приспособленные для выполнения конкурсных миссий. В этом году мы доработали и усовершенствовали наш студенческий подводный аппарат.

Кстати, наш Денис Родькин, по мнению судейской коллегии, был одним из лучших пилотов подводного аппарата на соревнованиях.

– Аппарат проектируют и собирают студенты? Его нельзя купить?

– Нет, это одно из основных условий соревнований – телеуправляемый подводный робот должен быть сделан руками команды. Над нашим Junior мы в разном составе работали с 2007 года.

– Получается, к заданиям миссии команда была хорошо готова. Что помешало занять более высокое место?

– Я уже говорил, что на выполнение миссий отводилось 15 минут. Каждой команде предоставлялись две попытки. Во второй попытке наша команда выполнила три задания за восемь минут. Оставалось последнее, не самое сложное по количеству операций, на тренировках на него уходило 3 минуты. Мы показывали один из лучших результатов в данном конкурсе. Но при выполнении четвёртого задания в аппарате возникли неполадки, существенно затрудняющие его движение. Оператор сумел продолжить работу и частично выполнил задание за оставшееся время. Однако часть очков мы потеряли.

– Что случилось с роботом?

– Во время перевозки аппарата был повреждён и потёк один из маслозаполненных кабелей. Имеющимися средствами мы не смогли до конца устранить неисправность, и в один из двигателей попала вода, он встал.

– Будете делать выводы?

– Конечно, к аппарату нужно предъявлять более серьёзные требования, повышать его надёжность, предусмотреть – насколько это возможно – резерв на случай подобных форс-мажорных ситуаций. Но главное – мы уже почувствовали, что можем соревноваться с лидерами. Для этого нужно готовить команду на систематической основе. У нас пока подход, в общем-то, любительский. Есть время – готовимся. Сейчас нужно искать лидера – капитана, «подтягивать» талантливых ребят, которые могли бы на хорошем английском общаться. В каждой соревновательной позиции нужно стараться достигнуть максимума. И тогда вполне реально вывести команду Владивостока в лидеры на чемпионате мира.

Автор : Людмила ХАРИТОНОВА

comments powered by Disqus
В этом номере:
Во Владивостоке – сухой закон?
Во Владивостоке – сухой закон?

Продажа и распитие пива отныне запрещены во всех точках общественного питания, которые расположены в традиционно сложившихся местах отдыха и гуляний жителей и гостей Владивостока.

В «Океане» построят мост дружбы
В «Океане» построят мост дружбы

В пригороде Владивостока, во Всероссийском детском центре «Океан» (ВДЦ), в этом году решили возродить артековскую традицию, и начиная с этого лета здесь будет ежегодно встречаться детвора из разных стран. Первая международная смена «Дети мира» соберёт р

Воскресенье – день морской
Воскресенье – день морской

Репетиции празднования Дня ВМФ России начались во Владивостоке. Тренировки праздника проходят по понедельникам, средам и пятницам.

Пират не пройдёт!
Пират не пройдёт!

Танкер «Хендитанкерс Магик» (Handytankers Magic) 18 апреля в Аденском заливе подвергся вооружённому нападению пиратов. В понедельник экипаж судна прибыл во Владивосток. Капитан Александр Супонин встретился с корреспондентом «В» и рассказал подробности инц

Особенности краевого бюджета

Вчера состоялось очередное заседание Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК) – последнее перед парламентскими каникулами.

Последние номера