Дела сердечные, или Как сберечь свой «пламенный мотор»

Она знает о сердце всё: в каком ритме оно должно работать, какие нагрузки может выдержать, как помочь ему справиться со стрессом и что делать, если оно разбито… Раиса Либензон, почётный кардиолог России, преподаватель медицинского университета, «солнечный

25 июнь 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2551 от 25 июнь 2009
0712420744c6293e78c8e1371bd04483.jpg

Она знает о сердце всё: в каком ритме оно должно работать, какие нагрузки может выдержать, как помочь ему справиться со стрессом и что делать, если оно разбито… Раиса Либензон, почётный кардиолог России, преподаватель медицинского университета, «солнечный доктор», как называют её больные, уже несколько десятков лет живёт в ритме сердец своих пациентов.

В Приморье юная Раечка Новикова попала по распределению. Молоденькая медсестра, только окончившая Коломенскую фельдшерско-акушерскую школу, попросилась в посёлок Ольга. Чиновникам из крайздрава объяснила: «Название понравилось». Но её оставили в краевом центре, в противотуберкулёзном диспансере. Там она проработала 7 лет.

А потом Раиса Либензон снова пошла учиться: на открывшийся при ДВГУ медицинский факультет. После его окончания хотела было вернуться в диспансер, но её почти в приказном порядке оставили преподавать.

Так в трудовой книжке доктора Либензон появилась вторая запись. 32 года она учила студентов, а когда, по её собственному признанию, поняла, что «профессионально выросла», стала учить врачей.

– Мне студенты два года снились, – вспоминает профессор кафедры восстановительной, мануальной медицины и рефлексотерапии, – тосковала по ним, хотя нагрузка стала меньше, работа проще.

От хобби к профессии

В кардиологию Раиса Тимофеевна пришла не сразу.

– Я ведь терапевт высшей категории, – с гордостью говорит она, – а кардиология – это хобби.

Тем не менее благодаря ему она стала известна всей стране. В 2001 году ей, одной из первых женщин-кардиологов, было присвоено звание «Почётный кардиолог России».

– Я думаю, что я его получила не за свои работы (их у Раисы Тимофеевны больше 200) или какие-то особые заслуги, а за преданность профессии, – говорит она.

Начиналось всё в 1978 году. Владивосток вместе с другими 22 городами СССР, Чехословакии и Финляндии попал в международную программу по борьбе с артериальной гипертонией. По соглашению, подписанному руководителем Всесоюзного центра кардиологии академиком Чазовым и ректором Владивостокского мединститута Тихомировым, руководителем программы в Приморском крае была назначена Раиса Либензон.

Профилактические осмотры проводились на всех судоремонтных заводах города и края.

– Каждое утро вместе с рабочими мы приходили на завод, проводили осмотры, выявляли больных, – продолжает Раиса Либензон. – За 14 лет провели больше 30 тысяч первичных и вторичных профилактических осмотров при плане в 10 тысяч. Показатель артериальной гипертонии, выявленной среди отдельных групп рабочих и служащих, был достаточно высоким – 26 процентов!

Результаты лечения больных на Дальзаводе впечатляли: через четыре года было отмечено снижение таких осложнений, как мозговой инсульт – на 67 процентов, инфаркт миокарда – на 47.

Исследования наших медиков зафиксированы в комитете экспертов по артериальной гипертонии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Стресс – фактор вызывающий

– Получается, – спрашиваю я, – вы каждое утро вставали в половине шестого, ехали на завод, потом – в институт, больницу, читали лекции, проводили осмотры…

– До трёх часов дня, – продолжает за меня Раиса Тимофеевна, – а потом ещё и общественная работа. Была членом партбюро, парткома, общества «Знание». Но привилегию всегда имела только одну – работать лучше остальных.

– Но ведь такой ритм жизни – это постоянный стресс, который, как везде говорят, вреден для сердца. Трудоголики – главные клиенты кардиологов, – я «вываливаю» на профессора почти все свои дилетантские познания в этой области.

Оказывается, по Либензон, стресс стрессу рознь.

– Работа должна быть любимая, – считает она. – А микроклимат в коллективе – тёплым. Здесь многое зависит от руководителя. Если он «сердечный», подчинённые не боятся рассказывать ему о своих проблемах, болезнях из опаски, что им найдут замену. Не менее важна и «погода в доме».

Медицина много лет считала, что стресс, отрицательные эмоции – один из разрушающих факторов, который вкупе с имеющимися заболеваниями может вызвать стенокардию, инфаркт миокарда или гипертонический криз.

– Все мои наблюдения за 47 лет говорят, что стресс на самом деле фактор вызывающий. Он производит колоссальную перестройку в организме, даёт огромный выброс гормонов, который пагубно влияет на сердце, – делает вывод почётный кардиолог России.

Теория трёх кресел

И всё-таки от заболеваний сердца можно уберечься.

В мужской «сердечной недостаточности», считает кардиолог, виноваты… кресла.

– Одно – дома, второе – в машине, третье – на работе. Молодые мужчины ведут малоподвижный образ жизни, им негде выбросить накопившиеся за день эмоции, – считает она. – Иногда смотришь на таких больных – вес огромный, кофе пьют литрами, злоупотребляют алкоголем, курят, не отказывают себе в жирном и солёном.

– Так что же, – спрашиваю, – надо ограничивать себя во всем?

– Зачем? – отвечает вопросом на вопрос Раиса Тимофеевна. – Три-четыре маленькие кофейные чашечки этого напитка в день вполне позволительны. Можно и спиртное – главное, не злоупотреблять. Доказано, что стакан вина улучшает работу сердца. Но это рецепты для здоровых людей.

С сауной надо быть осторожнее. Людям после 40 перед посещением надо посоветоваться с кардиологом.

Доктор советует больше двигаться – для начала хотя бы просто ходить по 30-40 минут в день.

Эти простые меры помогут стабилизировать вес, что во многих случаях помогает снизить артериальное давление. Но к таблеткам для похудения Раиса Либензон относится с предубеждением. Вспоминает, как несколько лет назад врачи увлеклись препаратом известной французской фирмы, принимали сами, рекомендовали пациентам. Впоследствии же оказалось, что он вызывает серьёзные осложнения.

И, конечно, она рекомендует регулярно измерять давление. Только тонометр должен быть «правильным»: фиксироваться на плече, а не на запястье или пальце.

Многие ли из нас следуют советам врачей? Цифры статистики свидетельствуют о другом.

Сейчас в нашей стране у 46 миллионов человек (из 146 миллионов) регулярно отмечается повышенное артериальное давление. У 400 тысяч из них развивается страшное осложнение – мозговой инсульт. 33 процента заболевших им людей умирает, большинство становятся инвалидами.

На взгляд Раисы Либензон, ситуацию осложняет поток негативной информации, которая льётся на головы наших сограждан.

– Если так пойдёт и дальше, то ситуация будет только ухудшаться, – предостерегает она. – Хотя куда уже хуже. По данным ВОЗ, только у нас и в странах Балтии от ишемической болезни страдает много молодых женщин – до 50 лет. Основная причина – курение и нелеченная артериальная гипертония. А курят у нас даже школьницы.

Неутомимое сердце

20 августа исполнится ровно 60 лет с тех пор, как Раиса Либензон пришла в медицину. Отметив этот юбилей, она собирается отправиться, по её собственному выражению, на «вынужденный отдых». Сказать честно, не очень верится, что эта энергичная и ещё полная сил женщина сможет оставить свою профессию.

Раиса Либензон – член правления Всероссийского научного общества кардиологов, Ассоциации кардиологов Европы, редакционного совета «Российского кардиологического журнала», член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности.

17 лет подряд она руководит Приморским краевым обществом кардиологов. Лекции, которые она читает врачам, всегда интересны – в них говорится о последних научных достижениях. Кардиологи города и края категорически против её ухода с поста председателя общества. Многие врачи не приветствуют и то, что она решила прекратить преподавательскую деятельность. На вопрос: почему? - она отвечает: «Сейчас в родном университете не подходящий для меня климат. Слишком холодно».

Автор: Анна Бондаренко Валерьевна