За границу туры ходят хмуро

Публикации «В» «Штурмовые ночи Краскино» и «Таможня даёт ответ» вызвали самую горячую реакцию читателей газеты. Люди возмущались, рассказывали о подобных историях, приключившихся с ними, о пережитом унижении.

24 июнь 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2550 от 24 июнь 2009

Публикации «В» «Штурмовые ночи Краскино» и «Таможня даёт ответ» вызвали самую горячую реакцию читателей газеты. Люди возмущались, рассказывали о подобных историях, приключившихся с ними, о пережитом унижении.

Совершенно очевидно, что никакого разговора об «организованных волнениях на границе» с «целью оказать давление на таможенные органы» и быть не может. И если затяжной выезд из Китая с баулами по-чиновничьи ещё как-то можно оправдать, то многочасовой въезд – извините!

Татьяна Н. (она просила не называть фамилию: боится, что могут возникнуть осложнения при дальнейших поездках за рубеж) отправилась вместе с мужем в Хуньчунь 11 июня. Поехали они по делу – не «помогайками». В 6.50 их забрал автобус с ул. Фирсова, и в 10.15 они были в Краскино.

Путёвка, копия которой есть в редакции, обещала, что в пути они проведут 4,5 часа, на переход двух границ – примерно 2 часа. Всё путешествие – 3 дня и 2 ночи. На деле всё вышло совсем не так. И это лишь одна из многих подобных ситуаций.

К их приезду на границе стояло уже несколько автобусов. Мимо шли фуры, туристы маялись в ожидании. Потом пошли автобусы турфирмы, которая якобы участвовала в строительстве перехода и потому может ехать вне очереди.

– Представьте всю прелесть подобного ожидания на границе, у «колючки», – негодует Татьяна Александровна. – Ни в туалет сходить, ни перекусить!

Утомительную задержку рейса туристам объяснили просто: праздник, автобусов много… Так или иначе, в гостинице люди оказались в 20.15 по российскому времени. Итого – 13 часов 40 минут на всё про всё, включая не менее восьми часов унизительного перехода.

Чем это объяснить, чьими попытками организовать волнения на границе? Но и это ещё не всё. Оказывается, турист не только от таможенно-пограничных нюансов зависим. На второй день путешествия наши герои узнали, что они должны собраться «с вещами на выход» в 9.40 утра, намного раньше обещанного. То есть три дня и две ночи – лукавая замануха, не более. Как пояснили операторы, они тут бессильны: как решит транспортная компания, тогда и надо выезжать.

– Если есть лимит пропуска автобусов, кто разрешает пропустить больше? – резонно интересуется Татьяна Александровна. – Если есть запреты на провоз каких-то вещей, продуктов, почему об этом не предупреждается? А через таможню нас проводят так, что не до чтения «настенных» инструкций… Почему, коли уж подобное безобразие неизбежно, обо всём этом в путёвке ни слова?

И самый главный вопрос, который годами остаётся без ответа: почему российский турист на родной земле должен чувствовать себя каким-то быдлом, с которым можно делать всё что хочешь и транспортным компаниям, и частным фирмам, и государственным структурам?.. Сам, мол, дурак, что в поездку отправился. Сиди дома – и никаких проблем.

Автор: Фёдор Устюгов Фёдорович