Не рой другому “ямагучи”

Банда орудовала в 9 крупных префектурах, в том числе в Фукуоке, Тоттори, Осаке и Наре. Бандиты занимались кражами автомобилей представительского класса, а также пользующихся в последнее время популярностью машин класса RV (универсал повышенной проходимости).

5 нояб. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №255 от 5 нояб. 1997

Банда орудовала в 9 крупных префектурах, в том числе в Фукуоке, Тоттори, Осаке и Наре. Бандиты занимались кражами автомобилей представительского класса, а также пользующихся в последнее время популярностью машин класса RV (универсал повышенной проходимости).

По данным газеты “Токио симбун”, предъявлено обвинение 30 японским гражданам: детективы утверждают, что за время деятельности этой группы было похищено около 600 транспортных средств общей стоимостью более 2 500 000 000 иен (25 миллионов долларов). Сейчас по всей стране идет розыск тех бандитов, которые сумели избежать ареста и скрываются от правосудия.

В результате проведенного расследования определился и главарь банды. Им оказался некто Омоэда - 61-летний уроженец префектуры Фукуока, не имеющий постоянного места жительства, бывший глава крупнейшей преступной группировки Японии “Ямагучи”. В сентябре он был арестован полицией префектуры Тоттори, против него возбуждено уголовное дело.

Омоэда, главный офис которого находился в Тояме, получал подробный заказ от владивостокских бизнесменов, где указывались модель, цвет и технические характеристики автомобилей, которые желали получить российские клиенты. Глава преступного сообщества передавал эту информацию своим доверенным лицам в портах.

Те, в свою очередь, размещали "заказы" среди непосредственных исполнителей. В преступной группировке существовала четкая иерархия, и каждый знал свои обязанности.

Группа, непосредственно занимавшаяся кражами автомашин, делилась на подгруппы. В свою очередь подгруппы возглавляли члены мафиозной организации "Ямагучи".

Преступники в основном орудовали на автомобильных стоянках вблизи многоквартирных домов. Выбрав машины, соответствующие требованиям, бандиты прикрепляли к ним фальшивые номера. Далее машины поступали в ведение подразделения, отвечавшего за хранение и доставку, которое, в свою очередь, переправляло их непосредственно в порты.

Краденые машины свозились большей частью в три порта - Тояма (префектура Тояма), Сапаи (префектура Тоттори) и Симмодзи (префектура Фукуока). В этих портах и происходили встречи самого Омоэда с российскими дилерами. Средняя стоимость каждой такой машины равнялась примерно 10 000 долларов.

Для того, чтобы придать своим темным делишкам респектабельный вид, банда Омоэда осуществляла все процедуры, связанные с оформлением вывоза машин, через доверенных лиц, являвшихся крупными автомобильными торговцами. Впрочем, иногда и эта система давала сбои. В конце января нынешнего года в городе Сакаи был арестован один из крупных торговцев, в магазине которого были обнаружены угнанные автомобили.

Японские специалисты заявляют, что продажи краденых автомашин стали серьезной проблемой для Японии. Хиродзи Фудзимура, директор компании "Ди-Си Трейдинг", считает, что особенно остро эта проблема встала примерно полтора года назад. Его мнение на этот счет было опубликовано в газете "Владивосток" в июне нынешнего года.

По его словам, за прошлый (1996) год число таких машин, по официальным оценкам, составило примерно 200-300 шт.

Тем не менее, считает г-н Фудзимура, "число краденых и проданных в Россию джипов значительно выше официальных данных". Именно такие машины, по его мнению, дешево продаются на рынках России. Только в декабре прошлого года, а также в феврале-марте этого года уже с борта русских судов было снято более десяти таких машин, в основном джипов, предназначенных к отправке на российский Дальний Восток. Сотрудники фирм, продавших эти машины русским покупателям, были арестованы.

Российские специалисты, занимающиеся ввозом в Приморье по контрактам подержанных автомобилей, поспешили заявить о своей непричастности к подобным махинациям. Один из крупных бизнесменов, пожелавший сохранить инкогнито, в беседе с корреспондентом "В" заявил, что "кражи автомобилей под заказ, скорее всего, являлись собственной инициативой японцев". По его словам, заказ автомобилей определенного класса, цвета и технического оснащения является делом достаточно обыденным. Часто российские заказчики обращаются в его фирму с просьбой приобрести машину конкретной модели. Российская фирма, в свою очередь, обращается к японскому партнеру с просьбой абсолютно законно подыскать такую машину. То, что машины оказывались крадеными, российским предпринимателям было неизвестно.

Вместе с тем собеседнику "В" было известно о подобной практике. По его словам, трое японских дилеров, с которыми сотрудничал владивостокский бизнесмен, задерживались японской полицией по подозрению в сбыте краденых автомашин.

О существовании этой проблемы известно и правоохранительным органам Приморья. По словам одного из сотрудников краевого УВД, в этом году при таможенном оформлении прибывшего из Японии теплохода была обнаружена дорогая машина представительского класса, числившаяся в угоне в Японии.

Вместе с тем заместитель начальника уголовного розыска УВД края Владимир Скулкин в беседе с корреспондентом "В" заявил, что ему сложно говорить о российских корнях японского преступного автобизнеса. "У нас в Приморье ни разу не задерживались преступные группы, которые занимались бы незаконным ввозом иномарок из-за рубежа. Есть группы угонщиков и похитителей автомашин, однако эти преступления совершены на территории России и, по нашим данным, никакого отношения к японцам не имеют".

Один из руководителей уголовного розыска также уточнил, что никаких проверок по данным фактам приморская милиция проводить пока что не намерена. "Преступления совершены, если это действительно так, на территории другого государства и никакого отношения к нам не имеют. Японские правоохранительные органы не обращались к нам за помощью по данному вопросу. Пока же все машины, прибывающие к нам, проходят таможню - как японскую, так и российскую, и мы не имеем оснований далее их проверять. Если бы японская сторона четко сообщила по официальным каналам, что конкретные граждане России могут быть замешаны в преступном бизнесе, мы, безусловно, провели бы соответствующую работу. Я также не могу сказать, что такие случаи имеют место", - сказал заместитель начальника уголовного розыска УВД края.

Не обладает информацией о причастности российских граждан к подобного рода преступлениям и начальник отдела ДПС и розыска краевой ГАИ подполковник милиции Александр Шакуро. По его словам, на нашей территории не было обнаружено ни одного японского автомобиля, который находится в розыске в соседней стране. Аналогичную позицию занимают и таможенные органы.

"Правда, стоит уточнить, - продолжает Александр Шакуро, - что японская сторона не предоставляет нам абсолютно никакой информации по делам подобного рода. В частности, у нас отсутствует список, в котором были бы указаны номера кузова, двигателя, другие отличительные приметы угнанных в Японии машин". Иными словами, наши правоохранительные органы не имеют, из-за отсутствия обмена информацией с японскими коллегами, возможности контролировать ввоз краденых машин и устанавливать причастных к этому бизнесу россиян.

По мнению сотрудников правоохранительных органов Приморья, вопрос о более тесном сотрудничестве и обмене информацией необходимо решать на межгосударственном уровне. Возможно, какую-либо работу в этом направлении проведет и открывающееся в скором времени во Владивостоке отделение национального бюро Интерпола в России. Пока же наши сыщики находятся в неведении и абсолютно резонно замечают, что в данных условиях ссылки на российскую, и в частности приморскую, мафию выглядят с японской стороны по меньшей мере странно.

Автор: Отдел репортажа “В”