Налоги как удавка на шее российского народа

В Москве развивается жилищное и культурное строительство, своевременно выплачивается зарплата, дальневосточную красную рыбу и японскую бытовую технику там можно купить дешевле, чем в Приморье. Москва не только не попадает в списки недоимщиков, а постоянно и намного перевыполняет правительственные “планы” по сбору налогов. Весьма упитанный и энергичный мужичок в кепке стал символом российской хозяйской сметки и цивилизованного предпринимательства.

5 нояб. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №255 от 5 нояб. 1997

В Москве развивается жилищное и культурное строительство, своевременно выплачивается зарплата, дальневосточную красную рыбу и японскую бытовую технику там можно купить дешевле, чем в Приморье. Москва не только не попадает в списки недоимщиков, а постоянно и намного перевыполняет правительственные “планы” по сбору налогов. Весьма упитанный и энергичный мужичок в кепке стал символом российской хозяйской сметки и цивилизованного предпринимательства.

Ошибочка вышла в предсказаниях, когда не самые глупые наши предки заявляли, что богатство России будет “прирастать Сибирью”. Оно прирастает только в границах столичного Садового кольца. Там средоточие ума (честь и совесть ныне не в чести) и силы нашей рыночной эпохи. А вся провинция лишь мрачно грозит забастовками и ходит с протянутой рукой, выклянчивая трансферты и прочие дотации из секвестрированного федерального бюджета.

Назовем гениев реформ поименно. Терапия по Гайдару, приватизация по Чубайсу, наконец, манящая будущим теплом и изобилием электрических огней жилищно-коммунальная реформа по Немцову.

Как и все гениальное, жилкомреформы апробируются вначале в провинции. В столице еще только оттачиваются публицистические перья для критики “запредельного” энерготарифа в 200 рублей за 1 кВт/час. А мы уже пожинаем плоды стремительного визита Бориса Ефимовича во Владивосток, результатом которого стал тариф в 700 и 1200 рублей за тот же киловатт. И только благодаря милостивой (!) дотации из Москвы мы пока имеем право платить по 350 и по 600. Все правильно, за образец взяты цивилизованные США, Франция, Германия. Там законы рыночной экономики просты: хочешь жить комфортно - плати!

Все правильно, если бы не “детали” - “там” затраты граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг не превышают 20-25 процентов их средних доходов. У нас, если исходить из контрольных реформенных цифр, они превысят заработок основной массы населения. И потом, “там” они оплачивают комфорт, а мы лишь мечтаем о подобающем качестве и учете жилищно-коммунальных услуг.

Но вернемся к Лужкову. Не умаляя несомненных достоинств Юрия Михайловича, скажу, что ему легче устраивать “экономическое чудо” в столице, чем любому руководителю любого региона или города России. Прежде всего потому, что в Москве “крутится” около 90 процентов всех денег страны. Капиталы стремятся в центр, т. к. там созданы наиболее благоприятные условия их роста и быстрой оборачиваемости. В Москве льготные таможенные пошлины, льготные тарифы на все и вся. Такие, о каких мы даже про себя думать не смеем, не то что вслух попросить. Поэтому и 50 процентов всех иностранных инвестиций также оседают в Москве. А остальные 50 распределяются между десятью центральными регионами, в которых относительно развита инфраструктура и которым властью также дарованы немалые льготы.

Заложники властных ошибок

Для провинции, особенно такой дальней, как “нашенская”, эпоха радикальных реформ - это время во многом упущенных возможностей и утраченных надежд. На житейский вопрос “Как жизнь?” - мы часто и без иронии отвечаем: “Боремся за жизнь”... Почему край, казалось бы, самой природой назначенный жить безбедно и достойно, прозябает в условиях демократии хуже, чем было в годы тоталитаризма? Самостоятельность регионов, свободы рыночных отношений продекларированы,.. но круто ограничены финансовым диктатом центра. И диктат этот осуществляется прежде всего через налоги.

Их сейчас (с учетом местных) более 30. Каждый имеет свою методику расчета. Поэтому не только обыватель, но и профессионал не всегда способен разобраться, как и почему налог взимается. К тому же на обязательные платежи часто уходят не только деньги из прибыли (если таковая есть), но и из фонда заработной платы, из оборотных средств. Работающее и имеющее сбыт своей продукции предприятие в таких условиях обречено на банкротство или... Или должно искать лазейки для ухода от налогов.

По самым скромным подсчетам, сегодня более 70 процентов средств вытеснены налоговым гнетом в теневую экономику. А она, как известно, налогов не платит ни рубля. Следовательно, те, кто пытается действовать честно, подвергаются дополнительному нажиму. Неудержимо растет численность налоговой инспекции, полиции, им кладутся весомые зарплаты, но недоимки лишь увеличиваются. Это уже не парадокс, которому можно улыбнуться, а абсурд российского рынка.

Фискальный принцип неотвратим и порожден непомерно раздутым чиновным аппаратом государства. За последние 7 лет этот аппарат в России вырос в 5 раз. Чтобы обеспечить этой “армии” безбедное существование, нужно изъять у нас все до нитки: налогами, пошлинами, штрафами. И желательно в умопомрачительных размерах. Например, несвоевременная оплата НДС влечет за собой 0,8 процента штрафа за каждый день просрочки. А налоги на зарплату доведены до того, что после их перечисления предприятию уже нечем расплачиваться с работниками.

С моей точки зрения, это самая непростительная ошибка реформаторов: они сделали ставку не на развитие предпринимательства, а на чиновный аппарат, который обязали построить рынок. Но у аппарата отмечена только одна способность - к расширенному воспроизводству самого себя. И социалистические министры, “красные директора”, в одночасье ставшие капиталистами, из того же чиновного мира. Для них фискальный принцип налогообложения - вершина экономической мысли, дающая возможность без ущерба для собственного кармана уйти в тень этой самой вершины.

Не выдумывать велосипед

Налог в стране, которая много лет шла к своему разорению, не может быть необременительным. Но тем более он должен быть доступен пониманию основной массы граждан. Ведь, скажем, российские крестьяне не выражали восторга по поводу продовольственного налога, введенного советской властью после так называемой продразверстки и военного коммунизма. Но они поняли и оценили это изменение. Твердая часть урожая, всего выращенного и произведенного на земле отдается государству, а остальное - твое. И величина этого “остального” зависит только от твоего собственного усердия, умения работать. Так был осуществлен быстрый переход от голода к продовольственному изобилию.

Великий российский реформатор Петр Столыпин отмечал, что законы, принимаемые для большой части населения, должны прежде всего рассчитываться на людей сильных. Потому что только сильный способен взвалить на себя ношу прогресса, но при условии, что он сам от этого выиграет, увидит собственную ясную перспективу.

А наша налоговая система, направленная на изъятие всего и вся, заставляет или опускать руки самых сильных, деловых и энергичных, или уходить на рискованные тропки беззакония. Остальных превращает в равнодушных и многопьющих.

Нет своего “неповторимого” пути в реформах экономики. И поиск его ошибочен, как и поиск “объединительной национальной идеи”, которой занимаются сейчас многие центральные СМИ. Идея у народа одна: благополучная и достойная жизнь. А устройству ее должны способствовать разумные законы, в том числе, а возможно, и в первую очередь, по налогам. И “выдумывать велосипед” себе дороже. Известно, что производитель работает успешно, если до 80 процентов прибавочного продукта остается в его руках. Это опыт с развитой рыночной экономикой.

Бюджет России напоминает тришкин кафтан. Его латать не перелатать. Наверное, 80 процентов прибыли производителю в таких условиях слишком роскошно. Пусть 75, даже 65 процентов. но нельзя раздевать кормильца догола и требовать, чтобы он трудился не покладая рук ради неясного результата и непонятных реформ.

Налог, я думаю, должен быть только один: 25-30 процентов от прибыли. А куда и как он направляется, расходуется - это уже дело профессионалов. Тех самых государственных чиновников и наших депутатов, принимающих закон о бюджете. Интересующиеся граждане смогут узнать, сколько денег из их кармана пошло на здравоохранение, культуру, науку, на содержание армии и флота и т. д.

Вот тогда и только тогда заработает настоящий рынок. Тогда и только тогда начнет снижаться стоимость продуктов питания, жилья, продукция российских предприятий станет конкурентоспособной. Придет и долгожданная социальная стабильность, начнет расти народонаселение, придет уверенность каждого в завтрашнем дне.

Реформы - единственный, безальтернативный путь развития России. Но они должны быть поняты и приняты населением. На вопросы: для чего? зачем? какая цель поставлена? - каждый должен дать себе четкий ответ. Тогда реформы прекратят пробуксовку, станут необратимыми.

Автор: Петр БЫЛЕЦКИЙ, директор Азиатско-Тихоокеанской межбанковской валютной биржи