Труд платежом прекрасен

НА ПРОШЛОЙ неделе президент России Дмитрий Медведев, проводя видеоконференцию с полпредами, в разговоре со своим дальневосточным представителем Виктором Ишаевым остановился на проблеме безработицы и невыплаты зарплат в регионе. Президент чётко обозначил:

17 июнь 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2546 от 17 июнь 2009
9379e384e82bd0dfa3000efd22096c88.jpg


НА ПРОШЛОЙ неделе президент России Дмитрий Медведев, проводя видеоконференцию с полпредами, в разговоре со своим дальневосточным представителем Виктором Ишаевым остановился на проблеме безработицы и невыплаты зарплат в регионе. Президент чётко обозначил: такого быть не должно, иначе чиновники будут лишаться своих мест. Как раз в это время в редакцию обратились сотрудники одного из подразделений ЗАО «РИМСКО» с просьбой разобраться в их проблеме: зарплату на предприятии рабочие, по их словам, не видели семь месяцев.

Корреспондент «В» встретился с ними возле проходной Дальзавода. Это были простые работяги, кто-то пришёл, что называется, прямо от станка: в замасленной робе и с чёрными от мазута руками. Активист достал из кармана мятый лист и стал читать.

– Нарушение профсанитарии: не выдают мыло, рукавицы, рабочую одежду, – сообщил он. – Не выдают инструмент и расходные материалы. Заработная плата не индексируется. Не заключён колдоговор на 2009 год. С 2008 года на два-три месяца постоянно задерживается зарплата. А последние семь месяцев она вообще не выплачивается. Отпускные выдаются не вовремя.

И так далее, и так далее…

Среди недовольных – рабочие базы технического обслуживания судов ЗАО «РИМСКО»: газоэлектросварщик, фрезеровщик, электрики, токари – в общем, люди рабочих профессий.

Говорят, обратились с жалобами в трудинспекцию и прокуратуру – выплатили зарплату по минимальной тарифной ставке за ноябрь и декабрь.

– Вот я резинщик, делаю резиновые изделия, – говорит один из рабочих. – С января нет расходных материалов. Так вот меня привлекают на все работы, где требуется помощь. Я чем только не занимаюсь – собираю, разбираю рулевые, винтовые трубы на судах, занимаюсь и газосварочным оборудованием. И никого не волнует, что у меня совсем не та специализация – делай и всё.

– А у нас труб нет, – сообщил другой рабочий. – Трубы диаметром не совпадают, прошу сварщика как-нибудь приладить, приварить. Конечно, такая труба не будет долго служить. Потом нас обвиняют, что после ремонта ломается оборудование. А то, что мы пытаемся из металлолома «оживить» на месяц-другой технику, никто не учитывает.

– Это неправда, – комментирует президент ЗАО «РИМСКО» Фазил Алиев. – По мере возможности мы выплачиваем людям оклад. Хотя ситуация на самом деле очень и очень непростая. Даже государство торопится получить свои деньги «вперёд» работников. Вот пример: у нас в безакцептном порядке налоговая списала 32 миллиона рублей со счёта в этом году. Нам действительно очень трудно. Посмотрите на нашу причальную стенку: флот стоит, работы нет. Вот вам не моё, а экспертное мнение: если ситуация будет развиваться так и дальше, 60 процентов судоходных компаний не то что в России, а в мире просто прекратят своё существование.

Комментируя же ситуацию, сложившуюся с базой технического обслуживания, Фазил Забидович пояснил, что на предприятии установлена окладно-премиальная система оплаты труда. Оклад небольшой – 5-6 тысяч рублей. Его ежемесячно выплачивает предприятие. Премия – «плавающий» заработок в зависимости от выполненных работ.

В последнее время Фазил Алиев крайне недоволен работой такого структурного подразделения, как БТО, говорит, создавал его, чтобы экономить на ремонте и обслуживании флота, чтобы не обращаться к сторонним организациям, а выходит наоборот. Ремонт проводится некачественно, так, что приходится нанимать сторонних подрядчиков для его выполнения. Свои же сотрудники воруют детали, сдают на металлолом, и управы на них фактически нет, даже милиция не хочет разбираться. Понятно, что пойманных за руку работников сразу увольняют.

– Да у нас молодёжи-то не осталось, – говорят рабочие. – Две трети коллектива уже уволились. Как живём? Ну вот многие пенсионеры. Пенсию, значит, получают. Им лучше всех. Когда у них пенсия, сообщают в коллективе, занять денег предлагают…

– Молодёжи не только у нас, её и на других предприятиях мало, – говорит Фазил Алиев. – Не хотят молодые заниматься судоремонтом на Дальнем Востоке, что же, в этом «РИМСКО» виновато?

Фазил Алиев в подтверждение своих слов ведёт на теперь уже тихие причалы, принадлежащие компании, показывает купленные компанией суда, которые БТО не может «поставить на ноги» уже полгода. Кстати, в БТО уже работает созданная на предприятии комиссия, которая отслеживает и раскрывает факты хищений, а также «приписки» фактически выполненных работ в отчётных документах. Удивительно, но в частной компании были раскрыты даже «мёртвые души». О комиссии сотрудники БТО знают, думают, скорее бы она уже отработала, да их пригласили к кассе…

Ситуация, сложившаяся в ЗАО «РИМСКО», весьма неоднозначна. И у той, и у другой стороны есть своя правда, равно как и неправда. Поэтому кто прав, кто виноват, разберутся компетентные органы, на то и поданы заявления трудового коллектива. Но стоит отметить, что эта ситуация весьма показательна. Если уж не задержки, то урезания заработной платы на приморских предприятиях происходят повсеместно.

Да, согласно трудовому законодательству делать это работодатель не имеет права. Однако на многих предприятиях у работодателя есть люфт в виде зарплаты (или части её), выплачиваемой вчёрную.

Есть в Приморье и случаи, когда на солидном предприятии, славящемся «белой» заработной платой, для оптимизации расходов людей перевели на четырёхдневную рабочую неделю. Законодательно оформили это отпуском за свой счёт. И тут не придерёшься. В условиях действительно трудного поиска работы, когда её просто нет, люди вынуждены терпеть. И ждать лучших, бескризисных времён.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна