Судьба памятника. Сколько ещё он будет «бесхозным объектом»?

«Круглый стол» в медиацентре газеты «Владивосток», посвящённый ситуации с памятником погибшим морякам торгового флота, собрал краеведов, архитекторов, представителей краевой и городской власти, ветеранов и журналистов многих СМИ.

29 май 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2537 от 29 май 2009
feea8e974e721d26c259bb3e841646ca.jpg

«Круглый стол» в медиацентре газеты «Владивосток», посвящённый ситуации с памятником погибшим морякам торгового флота, собрал краеведов, архитекторов, представителей краевой и городской власти, ветеранов и журналистов многих СМИ.

О том, что памятник погибшим морякам оказался под строящимся мостом через бухту Золотой Рог, «В» не раз писал. Это известие вот уже несколько месяцев обсуждают владивостокцы — с горечью и возмущением. Сколько ещё будет стоять в коробе памятник в центре города? Останется ли он под мостом, а если будет перенесён, то куда? От кого это зависит и что надо предпринять? Эти и другие вопросы о судьбе памятника стали предметом обсуждения собравшихся в редакции газеты «Владивосток». Сегодня мы публикуем отчёт с заседания «круглого стола».

Его участниками стали главный архитектор Владивостока Анатолий Мельник, главный специалист-эксперт отдела по охране историко-культурного наследия управления культуры Приморского края Татьяна Яхно, начальник отдела охраны историко-культурного наследия администрации г. Владивостока Евгения Иваненко, ректор Морского государственного университета имени Г. И. Невельского Сергей Огай, заведующий кафедрой архитектуры и реставрации ДВГТУ профессор Юрий Лиханский, заместитель директора Тихоокеанской мостостроительной компании Александр Гофман, председатель совета ветеранов Дальневосточного морского пароходства Владимир Легецкий, капитан ледокольного флота ДВМП, Герой Социалистического Труда Вадим Абоносимов, председатель общественной организации участников боевых действий «Контингент» Сергей Кондратенко, руководитель пресс-службы ДВМП Андрей Островский.

Мемориал морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны, был открыт во Владивостоке в 1967 году. Вечный огонь зажгли позже — 9 мая 1975 года. Авторы мемориала - московские скульпторы Зверев и Иконников.

- Это один из немногих памятников, у которых был свой голос, - рассказывает краевед Нелли Мизь. - Когда мы проводили многочисленные экскурсии, то старались подходить к нему в тот момент, когда звучала траурная музыка Шостаковича, а это происходило четыре раза в день. Из динамиков разносился голос Левитана: «Вечная память морякам-дальневосточникам, отдавшим жизнь за Родину». Люди замирали, а мы обязательно читали стихи Игоря Шаферана, которые выбиты там же на мемориальных досках: «Жизнь человеку только раз дана,/но если б снова прозвучало «К бою!»,/они бы поднялись с морского дна, чтобы Отчизну заслонить собою». Сколько раз я слышала эти слова, сколько раз сама их произносила, и всё равно они пронзают до самого сердца…

Владимир Легецкий: Мост — это, конечно, очень важно, но нельзя забывать и о наших святынях. Мы предлагаем рассмотреть несколько вариантов переноса: рядом со штабом флота; передвинуть его немного влево, на место ресторана; установить его в сквере юнг на Посьетской или возле Морского государственного университета им. Невельского.

«В»: Своё мнение по этому вопросу глава Владивостока Игорь Пушкарёв высказал на «Прямой линии» с читателями «В»: «Эту проблему необходимо решить. Мы сейчас занимаемся этим вопросом, он обязательно будет вынесен на Градостроительный совет. Я уже разговаривал со строителями, которые возводят мост через бухту Золотой Рог. Они готовы перенести памятник, если мы найдём подходящее место для него. Теперь необходимо определить, куда лучше поставить монумент, чтобы он не «потерялся» и выглядел достойно».

Анатолий Мельник: Памятью разбрасываться нельзя. Надо всем вместе определить место, куда его нужно перенести и которое всех бы удовлетворило. Надо сначала определиться с местом переноса — подготовить расчёты, выяснить плюсы и минусы каждого места. Необходимо решение Градостроительного совета, затем - постановление главы города. На Градостроительный совет надо представить несколько проектов переноса памятника — вот такие, как нам продемонстрировали вариант установки его на территории МГУ. Делать это должна заинтересованная сторона. Могу пообещать: лично закажу ещё один вариант переноса, хотя на это у нас денег не предусмотрено. Мы начнём готовить необходимые документы.

Евгения Иваненко: Во Владивостоке уже есть опыт переноса памятника Макарову. Мне кажется, на Эгершельде это будет уже локальный памятник, а там должна быть ещё и площадка для проведения всяких торжественных мероприятий.

Сергей Огай: В 1975 году, когда зажигали Вечный огонь, я в числе других курсантов стоял как раз у этого памятника. Так что он мне лично очень дорог. Идея, которая исходит от Морского университета, не только в том, чтобы перенести памятник, но и создать морской культурный исторический комплекс, который должен нести несколько нагрузок: культурно-воспитательную, общественную, гражданскую. Здесь была бы возможность поставить постоянную Вахту памяти, он был бы под постоянным присмотром МГУ.

Сергей Кондратенко: Непонятно, почему этот вопрос не возник при проектировании моста. Это мы, обыватели, могли не увидеть, а куда смотрели те архитекторы и проектировщики, которые обсуждали проект и утверждали его?

Андрей Островский: Вообще-то я настроен пессимистично в силу своего опыта. В следующем году будет 65-летие Победы, ветеранов становится всё меньше. К 70-летию их вообще не останется. Поэтому всё зависит от желания властей - делать или волокитить.

Юрий Лиханский: Вот что удивительно: сложнейшее в техническом отношении строительство моста решается намного быстрее, чем технически несложное — перенос памятника. А памятник нужен для того, чтобы современники не забывали историю. Моряки должны знать, что о них Родина будет всегда помнить.

Вадим Абоносимов: Я проработал в пароходстве полвека. Столько замечательных людей здесь повстречал. Они защищали страну, и нас, и флот. Но если такое неуважение сейчас даже к погибшим… По меньшей мере, это некорректно. Мы говорим всё о памятнике, о городе. Ну давайте о людях в конце концов! В Морском университете ежегодно учатся две тысячи курсантов. Память о погибших моряках должна проходить через их сердца, формировать их души — тех, кто решил связать свою жизнь с морем. Я поддерживаю предложение ректора МГУ Огая. Дай вам бог всё это суметь сделать!

Александр Гофман: Все памятники, которые нам встретились на пути строительства моста, мы юридически правильно оформили на хранение, а мемориальный комплекс погибшим морякам закрыли, чтобы не повредить. И всё же доля кощунства в этом есть: это ведь братская могила моряков.

Сергей Кондратенко: Власти должны срочно взять это дело под свой контроль.

«В»: Может, просто надо захотеть это сделать? Добиться всем миром, чтобы 9 Мая 2010 года - в день 65-летия Победы ветераны войны, их дети, внуки и правнуки возложили цветы к памятнику погибшим морякам, а не к забору или опоре моста, рядом с которыми он будет сиротливо стоять.

Газета «Владивосток» будет пристально следить за судьбой памятника.

Автор: Татьяна НАДЕИНА