Большая китайская игра. Чего хочет Китай от Северной Кореи?

Ситуацию на Корейском полуострове не первый год держат в поле своего внимания эксперты всего мира. В апреле 2009 года этот интерес был дополнительно подогрет запуском северокорейской баллистической ракеты и заявлением КНДР о возобновлении своей ядерной пр

27 май 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2535 от 27 май 2009
772a41a652045cc5a7beeb71cf70cd71.jpg

Ситуацию на Корейском полуострове не первый год держат в поле своего внимания эксперты всего мира. В апреле 2009 года этот интерес был дополнительно подогрет запуском северокорейской баллистической ракеты и заявлением КНДР о возобновлении своей ядерной программы. 25 мая КНДР провела очередное ядерное испытание.

Окружающие КНДР государства по-разному видят решение «корейской проблемы». В новой работе известного учёного-корееведа Ларисы Забровской (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН) под названием «Китайская стратегия обеспечения безопасности на Корейском полуострове» анализируются подходы к этому вопросу властей КНР. С любезного разрешения Ларисы Вячеславовны «В» эксклюзивно публикует некоторые тезисы этой работы, которая, несомненно, представляет интерес для приморцев.

Дружить и контролировать

С начала 1990-х годов китайская внешнеполитическая доктрина претерпела значительные изменения. Китайское правительство взяло курс на создание «мирного окружения». Налаживание дружественных контактов с соседями превратилось в одну из форм укрепления китайской безопасности. Урегулировав дипломатические и экономические связи с обоими корейскими государствами, Китай продолжает сталкиваться с вызовами с их стороны, но вынужден мириться с этим ради поддержания добрососедских отношений.

На протяжении многих веков китайские правители относились к Корейскому полуострову как к буферной зоне и всегда принимали меры для сохранения этого региона под своим контролем. В интересах Китая — соблюдение статус-кво в этом регионе, что подразумевает сохранение политического режима в КНДР.

Если в Пхеньяне полагают, что наличие ядерного оружия помогает сохранить государственный суверенитет КНДР, то Китай выступает за создание на всём Корейском полуострове безъядерной зоны и требует наряду с другими государствами, участвующими в шестисторонних переговорах, полного прекращения северокорейской ядерной программы. В то же время Китай поддерживает КНДР в её требовании вывести все американские войска с юга полуострова. Китайские политические цели состоят в том, чтобы держать ситуацию в КНДР под своим контролем и не допускать какого-либо внешнего вмешательства.

Шестисторонние переговоры, идущие с 2003 года, позволили выработать программу совместных действий по урегулированию ядерного кризиса на Корейском полуострове, но пока не привели к существенным подвижкам в вопросе о прекращении ядерной программы КНДР. Однако в китайском МИДе полагают, что благодаря проведению «добрососедской, богатососедской и стабильнососедской политики» Китай завоевал авторитет в процессе урегулирования корейского ядерного кризиса и улучшил свой имидж среди стран Восточной Азии.

Операция «Наследник»

Китайское правительство уделяет пристальное внимание не только внешнеполитическим аспектам и военно-политической ситуации на Корейском полуострове, но и внутриполитическому положению в КНДР. Это наиболее ясно проявилось летом-осенью 2008 года, когда распространились слухи о тяжёлой болезни Ким Чен Ира и вновь возник вопрос о следующем северокорейском руководителе. Выздоровевший Ким Чен Ир объявил в январе 2009 года о назначении наследником в руководстве Трудовой партии Кореи (ТПК) своего младшего сына Ким Чен Уна. Официальный Пекин пока никак не отреагировал на это сообщение.

Ранее китайские лидеры всячески противились назначению наследником одного из сыновей Ким Чен Ира и высказывались за введение коллективного руководства при участии северокорейских военных, через которое Китай надеется непосредственно влиять на внешнюю и внутреннюю политику КНДР. Но не исключено, что китайская сторона уступит в этом споре, если назначение наследника будет способствовать сохранению стабильности северокорейского общества. Ведь для Пекина важнее всего, чтобы в КНДР не происходило внутренних потрясений.

В феврале 2009 года Ким Чен Ир заменил военного министра и начальника генштаба КНА. Эти должности заняли соответственно заместитель Ким Чен Ира в Госкомитете по обороне (ГКО) 73-летний вице-маршал Ким Ен Чхун и генерал Ли Ен Хо. Смена ключевых фигур военного руководства страны может свидетельствовать о неодобрении слишком тесных контактов прежнего военного руководства с китайскими военачальниками и намерении Ким Чен Ира упрочить контроль над своим генералитетом. С другой стороны, приход к власти престарелых военных может привести к ещё большей закрытости КНДР от внешнего мира, ликвидации прежних политических договорённостей с Сеулом и сворачиванию всех экономических проектов с РК (что выглядит как ответ Пхеньяна на консервативную политику южнокорейского президента Ли Мён Бака и расширение американо-южнокорейских союзнических связей).

Последовавшее 5 апреля 2009 года испытание северокорейской баллистической ракеты выглядит как сигнал недовольства в адрес китайского правительства, которое ранее отговаривало КНДР от проведения подобного испытания. Кроме того, американские обозреватели пришли к выводу, что запуск ракеты может свидетельствовать об «укреплении политического влияния Ким Чен Ира и твёрдости его руки в установлении порядка наследования власти».

Далее последовал ряд не менее важных событий. 9 апреля 2009 г. в Пхеньяне состоялась первая сессия Верховного народного собрания КНДР 12-го созыва, на которой были утверждены новые назначения в высший руководящий орган КНДР - Государственный комитет обороны. Среди новых членов ГКО — шурин Ким Чен Ира Чан Сон Тхэк. По сведениям южнокорейского агентства «Рёнхап», младший сын северокорейского лидера Ким Чен Ун получил пост инструктора ГКО и одновременно с этим назначением стал преемником Ким Чен Ира в руководстве ТПК. Эти перестановки позволили зарубежным комментаторам предположить, что Чан Сон Тхэк призван помочь в подготовке Ким Чен Уна управлять страной.

Мир после запуска

13 апреля 2009 года Совбез ООН осудил запуск северокорейской баллистической ракеты. На следующий день северокорейский МИД объявил о возобновлении ядерной программы и отказе от участия в шестисторонних переговорах по урегулированию ядерного кризиса на полуострове. Одновременно КНДР уведомила МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) о прекращении сотрудничества с этой организацией и высылке из страны её инспекторов, а также американских специалистов, наблюдавших за выводом из строя северокорейских ядерных объектов. Европейские обозреватели отметили, что в результате этого больше всего пострадала репутация Китая как организатора шестисторонних переговоров и регионального посредника. По их мнению, удаление инспекторов МАГАТЭ из КНДР подорвало престиж Китая и показало всем участникам переговоров ограниченность китайского влияния на КНДР.

Американский эксперт по корейским вопросам Роберт Галуччи полагает, что политика давления на КНДР контрпродуктивна: для скорейшего разрешения корейской ядерной проблемы следует начать прямой диалог между Вашингтоном и Пхеньяном. Именно такого решения тщетно добивались Китай и КНДР от президента Джорджа Буша-младшего. Однако и новый президент США Барак Обама, до своего избрания активно выступавший за урегулирование корейского ядерного кризиса переговорным путём, предпочёл следовать жёсткой политике в отношении КНДР. Поэтому запуск северокорейской баллистической ракеты можно рассматривать и как «асимметричный ответ» на нежелание США менять свою тактику в отношении КНДР.

Принимая во внимание заинтересованность Китая в сохранении статус-кво на Корейском полуострове, налаживание американо-северокорейского диалога было бы в китайских интересах. Можно предположить, что запуск баллистической ракеты в целях нажима на США только упростил китайской дипломатии задачу по началу диалога между США и КНДР.

В случае такого диалога прекращение шестисторонних переговоров нельзя будет рассматривать как проигрыш Китая, поскольку многосторонние переговоры станут ненужными. Однако администрация президента Обамы пока не считает необходимым вести прямые переговоры с Пхеньяном, полагая, что шестисторонние переговоры являются наиболее подходящим форматом для обсуждения данной проблемы.

«Лишь бы не было войны»

Продолжение международного давления на КНДР может привести к новым испытаниям северокорейского ядерного оружия, что усилит военно-политическую напряжённость в Северо-Восточной Азии (СВА). Поэтому, как предполагают американские эксперты, Китай будет вынужден искать новые способы убеждения Пхеньяна вернуться за стол переговоров. Новая администрация США пытается использовать Китай как своеобразный рычаг управления Пхеньяном.

Китай рассматривает КНДР как ключевое звено своей безопасности в СВА и считает, что китайским интересам в наибольшей степени отвечает сохранение КНДР как самостоятельного государства. Поэтому Китай оказывает Пхеньяну военно-политическую поддержку и экономическую помощь, а также прилагает серьёзные усилия для предотвращения военного конфликта на полуострове и развала северокорейского режима извне. Можно согласиться с американским учёным Стивеном Кимом: даже обладающая ядерным оружием Северная Корея может быть приемлема для Китая, если Пекин будет и дальше иметь влияние на неё. Все китайские внешнеполитические шаги нацелены на сохранение статус-кво на Корейском полуострове и обеспечение безопасности восточной границы Китая.

Автор: Василий Авченко Олегович