Андрей Пушкарёв: Курс – на развитие

Глобальный финансово-экономический кризис, не обошедший стороной Россию в силу её интегрированности в мировую экономику, больнее всего ударил по строительной отрасли и по производителям стройматериалов. Однако Приморье стало в некотором смысле исключением

26 май 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2534 от 26 май 2009
5d1d0eec4634b09368513a2988714dea.jpg

Глобальный финансово-экономический кризис, не обошедший стороной Россию в силу её интегрированности в мировую экономику, больнее всего ударил по строительной отрасли и по производителям стройматериалов. Однако Приморье стало в некотором смысле исключением благодаря масштабным работам на объектах саммита АТЭС и госзаказам в рамках федеральной подпрограммы «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества стран АТР».

О современных тенденциях в строительной отрасли рассказывает Андрей ПУШКАРЁВ, генеральный директор крупнейшего в регионе производителя строительных материалов - ООО «Востокцемент»:


- Конечно же кризис нас коснулся, его влияние на отрасль трудно преуменьшить. Темпы строительства - как гражданского, так и специального - упали буквально в разы. Как следствие серьёзно снизились продажи и производство строительных материалов. С осени прошлого года вместе с коллегами-строителями мы переживали непростые времена. Но уже с начала апреля наметилась явная тенденция повышения активности строителей, они начинают покупать всё больше цемента, щебня, бетона, асфальта. В том числе отмечается резкий рост потребления на рынке гражданского строительства, прежде всего цемента марки 400 в мелкой расфасовке, востребованной частными потребителями и небольшими компаниями.

Рынок оживился, идёт активизация, темпы нарастают буквально с каждым днём. Допустим, по цементу отгрузки за 20 мая вдвое превышают показатели начала апреля - в натуральном выражении. У нас есть твёрдая уверенность, что строительный сезон начался, несмотря на все кризисные обстоятельства, и наши предприятия ожидает динамичный рост производства.

- Как эта тенденция отразилась на «флагмане» вашего холдинга - ОАО «Спасскцемент»?

- В конце июня мы планируем запустить вторую линию на Новоспасском цементном заводе, то есть он будет загружен на 100 процентов. Стабильно работает Теплоозёрский завод: на весь строительный сезон подтверждены заявки на специальные виды цемента, которые выпускают в Тёплом озере. Даже в Благовещенске из такого цемента – сульфатостойкого - будут строить набережную. Но основные потребители теплоозёрских специальных цементов – строители объектов саммита АТЭС, а именно «Тихоокеанская мостостроительная компания» и УСК «Мост», а также строители нефтепорта в Козьмино. Характерно, что мостовики в начале строительства планировали использовать исключительно теплоозёрский цемент, поскольку продукция Спасскцемента - рядовые цементы марок 400 и 500 - традиционно использовалась только в гражданском строительстве. А Тёплое озеро, так сложилось исторически, с советских времён, закрывало сегмент специальных цементов. И сейчас и Спасскцемент, и Теплоозёрский комбинат производят современные высокопрочные цементы. Технологи Спасскцемента учли требования заказчиков-мостовиков, и завод освоил производство цементов марок 500 и 550. Сейчас спасские цементы закупают и «ТМК», и УСК «Мост». Более того, в начале июня в Спасске в производство с учётом пожеланий мостовиков будет запущен сульфатостойкий цемент марки 400-Д0, ранее производившийся только в Тёплом озере.

- Ваша продукция – это не только цемент...

- Что касается производства щебня, бутового камня и отсева, то на наших предприятиях этого профиля во Владивостоке и в Заводском кризис отра-зился в меньшей степени. Благодаря значительным и стабильным заказам на стройки саммита АТЭС заводы всю зиму были загружены. Более того, сейчас мы ведём пусконаладочные работы на второй линии дробильно-сортировочного завода (ДСЗ) в посёлке Заводском, поскольку работы начинаются на очередных объектах саммита, в том числе на реконструкции аэропорта Владивосток.

- Решением правительства РФ в декабре 2008 года Востокцемент был включён в список системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение для России. Кроме вас в этом списке всего шесть производителей стройматериалов на всю страну. Получена ли холдингом предполагавшаяся государственная поддержка и в какой форме?

- В форме государственных заказов по участию в строительстве объектов саммита АТЭС. Мы считаем, что это очень серьёзная поддержка. Во многом именно она помогла пережить нашим предприятиям кризисные осень и зиму, сохранить профессиональный кадровый костяк, освоить новые технологии по производству востребованной сегодня продукции. Что касается поддержки отрасли в целом, то сейчас профильные предприятия небезосновательно ожидают обнуления экспортных пошлин – документ находится на рассмотрении в правительстве РФ. Принятие положительного решения позволит предприятиям отрасли выйти на новые рынки.

- Широко известно, что все стройки грядущего саммита АТЭС используют инертные материалы только с заводов Востокцемента. Помимо мостов на Чуркин и на Русский о каких ещё объектах можно вести речь?

- Это целый ряд объектов, которые, на мой взгляд, имеют ничуть не меньшее значение для Владивостока. Во-первых, это строительство очистных сооружений: на прошлой неделе туда пошли первые партии бетона с наших бетонно-растворных линий на Владивостокском бутощебёночном заводе (ВБЩЗ). Их суммарная производительность достигает 240 кубометров в час. И на очистные в районе «БАМа» во Владивостоке также начали поставлять щебень и тоже с ВБЩЗ.

Во-вторых, на прошлой неделе «Корпорация Инжтрансстрой» начала использовать для отсыпки взлётно-посадочных полос аэропорта Владивосток скальную вскрышу с карьера ДСЗ в посёлке Заводском. Здесь у нас нет конкурентов в силу предельно короткого транспортного плеча. Требуемые заказчиком объёмы настолько серьёзны, что нам пришлось интенсифицировать взрывные работы на карьере. Соответственно большие перспективы просматриваются по другим стройматериалам, нужным для реконструкции аэропорта.

Мы также надеемся, что в ближайшее время будет принято положительное решение по строительству автомагистрали Седанка - Патрокл. В любом случае миллиардные объёмы работ будут на реконструкции дорожной сети Владивостока. Уже сейчас муниципальное унитарное предприятие «Дороги Владивостока» использует асфальт нашего производства – завод производства корейской фирмы SPEKO мощностью 120 тонн в час запущен в строй на территории ВБЩЗ. Бетоноукладчики американской компании GOMACО уже на пути к Владивостоку по заказу «Инжтрансстроя», и скоро мы увидим их в действии в аэропорту. Надеемся, что подобная техника будет закуплена и для владивостокских дорог – они получат бетонные основания. Что это даст для города – объяснять не нужно, достаточно сравнить построенные на бетонной основе участки проспекта 100 лет Владивостоку и улицы Русской в районе автовокзала со всеми остальными дорогами краевого центра. Мы надеемся принять участие в этом благом деле как минимум в качестве поставщиков бетона. Но в планах - приобрести специальную технику, чтобы самим обеспечивать полный цикл работ - вплоть до укладки бетона. То есть полностью ремонтировать, реконструировать и строить дороги.

- Есть ли в вашем «портфеле заказов» другие объекты, ведь «не АТЭСом единым жив» Востокцемент?

- Сейчас в бухте Фёдорова во Владивостоке строится уникальный для Дальнего Востока жилой комплекс «Аквамарин». Это единственный крупный объект гражданского строительства, который не попал под влияние кризиса благодаря гонконгскому заказчику. Комплекс будет насчитывать более 50 этажей, поэтому он устанавливается на сваях, для которых нужен бетон марок 600 и 650. Мы освоили его производство по рецептуре заказчика несколько месяцев назад и сейчас поставляем высококлассный бетон на стройку.

Большие объёмы востребованы заказчиками в Находке, где «Роснефть» осенью введёт в строй нефтеналивной порт и приступит к строительству нефтеперерабатывающего завода. Уже проработаны заявки на поставку наших стройматериалов, мы не сомневаемся, что справимся с этими масштабными заказами.

Наконец, нельзя не отметить проект строительства в Находке уже третьей платформы для морских нефтяных вышек Сахалина по заказу «Экссон Мобайл». Платформы - бетонные. И бетона необходимы десятки тысяч кубов. Работы планируется начать уже в августе этого года.

- Андрей Сергеевич, выход предприятий вашего холдинга из кризисных обстоятельств как-то отразился на уже достигнутых итогах и показателях?

- Не отрицаю, что финансовый кризис ударил по концерну, но мы были максимально готовы, имея запас ликвидности, что позволило своевременно исполнять обязательства, не остановить производство и - что немаловажно - максимально сохранить людей, которые являются нашим основным «капиталом»!

Всё это в целом позволило нашему «организму» - группе компаний «Востокцемент» двигаться вперёд и осуществлять намеченные задачи. А задачи мы перед собой ставим грандиозные! Тем более сегодня, когда предоставлены колоссальные возможности перспективы. Правительство смотрит на Дальний Восток, и самое важное - виден потенциал региона, мы же хотим и видим свою миссию в том, чтобы оставить свой след в истории развития Владивостока и региона - максимально качественными строительными материалами. С уверенностью могу сказать, что Востокцемент в условиях тяжёлой экономической ситуации в мире и стране прикладывает максимум усилий для осуществления идеи правительства «ДВ - форпост РФ», даже в ущерб сиюминутной выгоде. Мы ориентируемся на результат в виде построенных объектов и завершённых намеченных проектов. Значит, наши предприятия развиваются!

Автор: Подготовил Александр АНИСИМОВ