Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Мегаполис

Чугунные трубы – для нового водопровода

Владивосток испытывал проблемы с водоснабжением чуть ли не с первых лет своего существования. И сегодня эта проблема одна из актуальных. Специалисты ОАО «Водоканал» подсчитали, что на замену старых водопроводных сетей в части исторического центра Владивос

Владивосток испытывал проблемы с водоснабжением чуть ли не с первых лет своего существования. И сегодня эта проблема одна из актуальных.

Специалисты ОАО «Водоканал» подсчитали, что на замену старых водопроводных сетей в части исторического центра Владивостока потребуется около 800 млн рублей. Цифра внушительная, и с каждым годом, если, конечно, ничего не предпринимать, она будет только увеличиваться. Ведь коммуникации стареют и изнашиваются.

Юлия Семёнова, заместитель генерального директора по техническому развитию, рассказала о том, что сегодня делается для качественного улучшения водоснабжения Владивостока.

- Не случайно в одном из своих недавних интервью, где шёл разговор о предстоящем в 2012 году саммите АТЭС, Владимир Путин подчеркнул: «Надо сделать так, чтобы и город Владивосток тоже почувствовал внимание: чтобы приводили в порядок улицы, дома…».

Городские власти решили включить в этот перечень также модернизацию сетей: электрических, тепловых. И конечно же наших, водопроводных и канализационных. Эти амбициозные планы рассчитаны на полтора года, до середины 2010-го. Хочу подчеркнуть, этим вопросом будет заниматься администрация города. Мы выступаем как главный контролёр качества работ.

Администрация Владивостока обратилась в ОАО «Водоканал», чтобы специалисты подготовили предложения по улучшению качества системы водоснабжения города. Рассматривалось несколько вариантов. Ситуация с водопроводной системой во Владивостоке сегодня не из простых. Износ труб составляет 65 процентов - из 670 км сетей водоснабжения и 580 км – канализации.

Среди прочих предложений, в частности, всесторонне изучался вопрос об инженерной прокладке всех коммуникаций в одном тоннеле. От этой модели пришлось отказаться из-за её дороговизны. В результате остановились на традиционной прокладке труб, обычным проверенным способом, но с использованием особого материала – высокопрочного чугуна.

Именно он пойдёт на замену старых коммуникаций, практически стопроцентной изношенности, в исторической части города. Это коснётся улиц Светланской (до площади Луговой), Алеутской (включая переулок Павленко), Океанского проспекта (до Народного проспекта).

Нужно учитывать, что в старом центре города планируется сделать покрытие улиц с бетонным основанием, а также гранитные тротуары и бордюры. Разумеется, это на довольно продолжительный срок исключает любое «вскрытие».

Что касается нового водопровода, здесь сразу будут закладываться генплановские экономически целесообразные диаметры труб. Они приведут гидравлическую систему в соответствие с нормальным режимом работы. Сегодня, увы, большинство из них не отвечают этим требованиям.

- Что представляет собой новый материал – высокопрочный чугун?

- Всё новое, как известно, это хорошо забытое старое.

Во Владивостоке ещё сохранились чугунные трубы, проложенные в 1930-е годы. Разумеется, они изношены, но тем не менее продолжают эксплуатироваться. (Для сравнения: срок эксплуатации стальных труб ограничивается 20 – 25 годами.)

Вообще первые чугунные трубы появились в нашем городе более века назад, но сегодня планируется применить современный высокопрочный чугун.

Сегодня этот вариант, как показывает и зарубежная, и отечественная практика, наиболее экономичный и целесообразный. Новая марка высокопрочного чугуна отечественного производства обладает такими завидными качествами, как пластичность и гибкость. В чём ещё его преимущества - он достаточно быстро стыкуется. Трубы не свариваются, они защёлкиваются, как на пазлах, соединяясь друг с другом специальным резиновым уплотнителем. Поэтому прокладка таких труб ведётся «скоростным» методом.

К тому же это позволяет трубе иметь определённую подвижность, что очень важно с учётом особенностей нашего сложного рельефа, климата и сейсмичности.

Эти технологии применяются в Японии уже достаточно давно и успешно. У нас они стали появляться ещё с середины 90-х годов прошлого века. Сейчас Водоканал при участии представителей завода - изготовителя чугунных труб ведёт специальное обучение дополнительного персонала: инженерно-технического состава, слесарей. Они будут работать по новой технологии.

- Юлия Геннадьевна, а что вы можете сказать о качестве воды, которую мы пьём?

- Сразу же оговорюсь, качеством воды мы не занимаемся. Система водоочистки находится под эгидой Приморского водоканала: все озёра, водохранилища, водозаборы. Эти функции разделились после 1999 года. Город воду покупает. И такая схема, как показали время и практика, существовать может.

ОАО «Водоканал» г. Владивостока следит за качеством воды, которая поступает в распределительную сеть. В нашем ведении помимо сетей водоснабжения – более 40 насосных, включая источники на островных территориях – это скважины для водозабора на Русском, Попова.

Что касается качества воды, считаю, оно заслуживает высокой оценки. Объясню почему. Нам повезло: мы имеем поверхностное водоснабжение, а это уже даёт большой плюс качеству. К тому же во Владивостоке мягкая вода, лишённая ионов кальция и магния. (Помните рекламу о «смерти» стиральной машинки из-за накипи? С нашей водой такое просто невозможно.)

Правда, в местной владивостокской воде несколько повышенное содержание железа. Однако в пределах нормы. Ещё слегка не хватает фтора, но это не является какой-то особой проблемой.

- А как же старые проржавевшие трубы с окалиной, по которым подаётся вода?

- Это другой вопрос. И его, разумеется, необходимо решать. Мы занимаемся этой проблемой, насколько позволяет финансирование. В этом году оно увеличено администрацией города Владивостока в 4 раза. В частности, занимаемся инновацией, то есть обновлением труб. В железную трубу, которая коррозировалась, износилась, запускается специальный механизм, который очищает её внутреннюю поверхность. Затем туда проталкивается и распрямляется полиэтиленовая труба. При этом используется полиэтилен специального качества, соответствующий ГОСТу питьевой воды. В таком виде труба может прослужить около 50 лет.

Хочу сказать, что, работая над улучшением качества водоснабжения, нельзя забывать о внутридомовой системе. Она сегодня не выдерживает никакой критики. Для того чтобы убрать окалину из воды, подающейся из водопровода, на входе в дом должен стоять так называемый грязевик: кусок трубы с сеткой-фильтром. Именно он должен задерживать твёрдые частички. Этой проблемой должны заниматься управляющие компании.

Надо сказать, до 1996 года Владивосток находился под контролем известного головного Научно-исследовательского института коммунального водоснабжения и очистки воды. Тогда мы были впереди планеты всей: на каждом доме стоял грязевик, водопотери сводились к минимуму. В роковые 90-е система рухнула. Сейчас всё нужно восстанавливать заново. Благо опыт имеется. Ничего нового здесь не изобретёшь. Такая же схема действует в Америке, в Японии, в Европе. Другое дело, что там нет такого износа труб, соблюдаются оптимальные диаметры, что даёт гарантию безаварийной работы.

– Какие планы у ОАО «Водоканал» на ближайшее время?

- Одна из главных задач - совершенствование работы с руководителями управляющих компаний. Необходимо реализовать программу по снижению неучтённых потерь воды; мы внедряем энерго-, ресурсосберегающие технологии по замене насосного оборудования, занимаемся инновационными технологиями на очистных сооружениях. Так, уже нынешним летом мы планируем ввести в строй установку по обеззараживанию сточных вод с помощью ультрафиолетового облучения.

И с этими задачами мы справимся. Такая уверенность подтверждается взаимопониманием и поддержкой со стороны городской администрации. Что касается настроя нашего коллектива, то он боевой. У нас работают 1300 человек, большинство - специалисты штучные, профессионалы высокого класса. Они не покинули предприятие даже в самые тяжёлые времена. Среди них – Иван Денгирович Ким, главный инженер, Геннадий Григорьевич Кириченко, начальник подразделения «Горводопровод», Валентина Ивановна Барабанова, ведущий экономист, Валентин Дмитриевич Киреев, машинист экскаватора.

~~Кстати
В 1900 году управление железной дороги выписало из центральной России во Владивосток для улучшения городского водоснабжения 10 тысяч пудов чугунных труб. И стало прокладывать водопровод с Первой речки.

На следующий год, когда из-за лютой зимы вымерзли все колодцы, во Владивостоке из-за воды происходили драки. Живительную влагу доставляли паровозами и выдавали по особым книжкам.

В 1911 году, спустя 10 лет, колодцы снова перемёрзли и воду пришлось везти из Японии.

Вообще проблема водоснабжения Владивостока возникла чуть ли не с первых лет его существования. Так, в 1889 году была большая засуха и почти все из 100 существовавших в городе колодцев пересохли. Позже, с установкой во Владивостоке специальных опреснителей, воду отпускали по восемь копеек за ведро.

Проблема водоснабжения Владивостока, можно сказать, решилась 19 мая 1935 года, когда был создан Седанкинский гидроузел.~~

Автор : Лариса РЕКОВА

comments powered by Disqus
В этом номере:
От рассвета до заката. Корреспонденты «В» провели день вместе с главой Владивостока
От рассвета до заката. Корреспонденты «В» провели день вместе с главой Владивостока

Один год прошёл с момента избрания Игоря Пушкарёва главой Владивостока. Что удалось сделать из задуманного? Какие планы – на сегодня, на завтра? Как проходит рабочий день мэра? Это выясняли корреспонденты «В».

Новая премьера вице-премьера
Новая премьера вице-премьера

Генеральным подрядчиком строительства ДВФУ на полуострове Сапёрном острова Русского определено ЗАО «Крокус Интернэшнл». Очистные сооружения, мосты и дороги в рамках подготовки к саммиту АТЭС будут построены в срок. Одна из главных задач на сегодняшний ден

Стройки АТЭС в цифрах

В редакцию «В» поступили данные о программе «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Они включают в себя последнюю корректировку с учётом федеральной целевой программы «Дальний Восток и Забайкалье

Самый «Северный»

Вчера в бухте Аякс начались подготовительные работы по созданию гостиничного комплекса «Северный», который позже станет частью жилого комплекса для преподавателей и студентов Дальневосточного федерального университета.

Стала развиваться наша генерация

Строительство двух мини-ТЭЦ «Северная» и «Центральная» с электроподстанциями и сетями началось на этой неделе на острове Русском. Они будут обеспечивать теплом и электроэнергией вначале строительные площадки, потом объекты саммита АТЭС-2012 и позже – камп

Последние номера