Парадоксы борьбы с коррупцией

На минувшей неделе два профильных комитета краевого парламента рассмотрели законодательную инициативу депутатов Александра ПЕРЕДНЯ, Петра САВЧУКА и Сергея СИДОРЕНКО, нацеленную на борьбу с коррупцией. Проект закона, предложенный приморскими парламентариям

19 май 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2530 от 19 май 2009

На минувшей неделе два профильных комитета краевого парламента рассмотрели законодательную инициативу депутатов Александра ПЕРЕДНЯ, Петра САВЧУКА и Сергея СИДОРЕНКО, нацеленную на борьбу с коррупцией. Проект закона, предложенный приморскими парламентариями, предусматривает восстановление налогового контроля за наиболее крупными расходами граждан, прежде всего – приобретением объектов недвижимости.

– Наша инициатива продиктована борьбой с коррупцией, – объясняет депутат Александр Передня. – 31 июля 2008 года президент Дмитрий МЕДВЕДЕВ утвердил Национальный план противодействия коррупции, задачей которого является поиск эффективных способов борьбы с нею. Регионы призвали откликнуться и подготовить свои инициативы. Суть нашего предложения такова: те крупные расходы, а это прежде всего объекты недвижимости, приобретённые в налоговый период, должны быть подтверждены теми доходами, которые были на тот момент у гражданина. Если он не смог этого сделать, то этот доход будет прибавлен к совокупному доходу и с него удержат 13 процентов налога. Эта мера позволит вывести на чистую воду тех, кто покупает особняки и при этом не платит налогов, но она не отразится на честных налогоплательщиках, которые заработали на покупку квартиры или взяли кредит в банке. Если приобретения сделаны на нелегальные деньги, то с этой суммы должен браться налог в пользу государства. Если доход получен в «конверте» или натуральной форме в виде «подарка», то, следовательно, никаких налогов с него не взималось, к тому же становится ясно, что такие доходы могут иметь и криминальную историю. Сейчас в стране хорошо налажен учёт объектов недвижимости и транспортных средств. Если имущество оформляется на подставное или доверенное лицо, механизм взимания налога при отсутствии подтверждающих легальные источники дохода документов будет прост и эффективен. Такой подход справедлив для всего общества: простым людям с обычным уровнем достатка можно не беспокоиться – налог на коррупцию направлен против чиновников-коррупционеров и против теневого бизнеса. В своём проекте мы прописываем реальные механизмы вскрытия незаконных доходов (с участием экспертных оценок), изъятия 13-процентной доли в виде налога в пользу общества.

Ранее эта инициатива была высоко оценена на заседании комиссии Законодательного собрания по противодействию коррупции. Однако члены комитета ЗС ПК по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам на заседании 13 мая отклонили законопроект, посчитав, что он, напротив, будет способствовать росту коррупционных проявлений. По логике проголосовавшего за отклонение большинства (а голоса членов комитета разделились) контроль над расходами и необходимость уплаты крупных сумм налогов заставит обладателя «теневых доходов» прибегать к фальсификациям, уплачивая взятки соответствующим чиновникам. Кроме того, депутаты мотивировали своё решение тем, что поправка в Налоговый кодекс повлечёт дополнительные расходы бюджета на увеличение штата контролирующих органов.

Характерно, что другой профильный комитет – по региональной политике и законности – на своём заседании в целом поддержал инициативу коллег. Однако члены комитета решили, что она нуждается в доработке. Председатель комитета Виктор ПИНСКИЙ отметил: «Это очень актуальная инициатива, которая согласуется с тем блоком антикоррупционных законов, которые мы уже приняли. Думаю, что после того, как документ будет доработан, депутаты на заседании Законодательного собрания его поддержат».

Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»