“Маэстро! Урежьте марш!!!”

“Ополоумевший дирижер... взмахнул палочкой, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязанности своей, марш...” (М. Булгаков, “Мастер и Маргарита”) Из оркестровой ямы уже слышны звуки настраиваемых инструментов, еще мгновение - и оркестр "урежет" марш. Нетерпеливо подрагивает портьера, скрывая томящихся в ожидании "занавеса" актеров. Публика поудобней усаживается в креслах в предвкушении действа под названием "предвыборная кампания".

31 окт. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №252 от 31 окт. 1997

“Ополоумевший дирижер... взмахнул палочкой, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязанности своей, марш...”

(М. Булгаков, “Мастер и Маргарита”)

Из оркестровой ямы уже слышны звуки настраиваемых инструментов, еще мгновение - и оркестр "урежет" марш. Нетерпеливо подрагивает портьера, скрывая томящихся в ожидании "занавеса" актеров. Публика поудобней усаживается в креслах в предвкушении действа под названием "предвыборная кампания".

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Собственно “свежим” сам спектакль не назовешь. Сюжет известен. Интрига ясна. Герой-”любовник” и герой-”злодей” до зевоты знакомы и предсказуемы. Монологи и реплики - разбуди среди ночи, продекламируем. Состав труппы сюрпризов не обещает. Правда, в массовке встречаются свежие лица, что позволяет надеяться на некую новизну.

В целом же зрелище обещает быть массовым. Уже сегодня в окружные избиркомы “заявились” более 300 потенциальных кандидатов на депутатский мандат. По многим территориям их плотность превысила 10 человек на место.

Для нынешнего предвыборного сезона характерно заметное снижение числа властных чиновников среди претендентов на депутатский мандат. Это вызвано в первую очередь законодательным “табу” на депутатство действующих административных глав, во-вторую - большой вероятностью работы нового депкорпуса на постоянной основе, что также для многих является неприемлемым.

Как никогда среди претендентов мало учителей, ученых, профессиональных политиков, что знаменует собою конец романтического периода хождения в депутаты и наступление эпохи здорового властного прагматизма. Данный факт подтверждает и заметно возросшая активность деловых людей края. Среди надумавших заняться законотворчеством более половины - руководители промышленных и коммерческих предприятий, замечены также отдельные представители криминальных структур.

Впрочем, наверняка об “основном составе” предстоящего действа говорить пока не приходится. Во-первых, “заявиться” - не значит зарегистрироваться, во-вторых, далеко не все соискатели власти уже засвидетельствовали свое почтение избиркомам (что допускается действующим законодательством). Потому наряду с официальным избиркомовским списком (где фигурируют такие известные деятели, как Луценко, Диденко, Литвинов, Васянович, Копылов, Лебединец, и пр.) по рукам ходит масса неофициальных “перечней” с упоминанием не менее известных людей (Сайбеля, Бакшина, Миськова, Логунова и пр.)

Новинка нынешнего политсезона - списки “ведомственные”. Это когда солидное и уважаемое ведомство-монополист (к примеру, АО “Приморскуголь”) пытается растянуть свое штатное расписание на все 39 избирательных округов, рассчитывая тем самым, по-видимому, трудоустроить своих работников ввиду закрытия нерентабельных шахт.

Ожидается также появление на политнебосклоне завсегдатаев всех предвыборных тусовок - В. Мурашова, В. Ксензука, А. Брюханова, В. Гильгенберга и пр. И все-таки вряд ли они станут главными действующими лицами предстоящего действа.

ИНТРИГА

В центре каждой интриги, как и положено, столкновение сил “добра” и “зла”. Простачков-избирателей, считающих, что на выборах это будут “добрые” защитники интересов народа и “злые” корыстные властолюбцы, уже нет. Очевидно, что время рыцарей-одиночек прошло - на поле предвыборной брани схлестнутся в первую очередь групповые интересы.

Правда, с интересами у нас тоже не как у людей. Если во всех уважающих себя регионах за власть бьются коммунисты и реформаторы (“левые” и “правые”), а центр исключительно озабочен угрозой затягивания красного пояса вокруг Москвы, то в нашем приморском случае водораздел иной. Который уж год Приморье условно поделено на две партии - партию “за” и партию “против” губернатора края Евгения Наздратенко. Именно эта интрига в последнее время раскручивает всю нашу общественную и политическую жизнь. Скорее всего, и борьба за мандаты будущей думы станет очередным плацдармом великого противостояния.

ГЕРОЙ-ЛЮБОВНИК

По аналогии со сценарием президентских выборов, где кандидат от власти Борис Ельцин представлял собой прогрессивные силы “добра”, будем считать, что и в нашем случае амплуа “героя-любовника” выпадет действующему губернатору, а точнее - его протеже.

Интерес губернатора в предстоящих выборах безупречен по благородству цели - поиметь в новой думе команду заединщиков-профессионалов для дальнейшей совместной, на благо Приморского края, работы. Правда, нынче с этим не без проблем, в прошлый раз было проще - костяк “двинутой” в первую думу губернаторской команды составляли им же назначенные главы местных администраций. Нынче главам нельзя, да и пройдя сквозь горнило муниципальных выборов, главы нынче понабрались вольнодумных и не всегда лояльных по отношению к краевому центру идей. Так что на заединщиков “по должности” нынче рассчитывать не приходится, что же до заединщиков по убеждению...

Похоже, наш губернатор “по жизни” герой-одиночка, этакий рыцарь печального образа, сражающийся “без страха и упрека”, но имеющий за спиной в лучшем случае пару-тройку безотказных и преданных Санчо Панса. Некоторые уже, кстати, выдвинулись. Так, в 23-м округе замечен главный кадровик администрации края А. Егоров, в 24-м - вице-губернатор В. Игнатенко, в 5-м - нынешний депутат Г. Лазарев, в 20-м - зам. председателя думы Н. Крецу. Ходят слухи о возможной попытке сменить ветви власти (с исполнительной на законодательную) первым вице-губернатором Валентином Дубининым. Но, повторим, “проставиться” собственным выдвиженцем на каждом из 39 округов губернатору вряд ли удастся. Скорее всего, Белый дом будет присматривать “заединщиков” среди уже зарегистрированных кандидатов.

Напряженно у губернатора не только с командой. Наблюдается (как нам кажется) и некий кризис идей, способных поднять избирателя в борьбе за общее дело. Объединительная и патриотичная очень идея незыблемости наших границ как бы “зависла” и отошла на второй план, потеряв остроту и патетику. Идея антинародности приватизации объединяет в отчаянии, умножая тоску, но не вдохновляет. Идею единых для всех энерго- и прочих тарифов “опошлили” заезжие энергетические остряки... Нет, большая часть программных прогубернаторских “монологов” по-прежнему вызывает сочувствие. Сопереживает зритель и политике “малых” губернаторских дел, наблюдая по телевизору вручения всевозможных подарков, призов, подаяний... Но все это ни в коей мере не проясняет гражданам перспективы, не вселяет надежды, не рисует светлого будущего. В общем, не мобилизует.

Так что штабу Белого дома, курирующему предстоящие выборы в краевую думу, объединительную общеприморскую идею требуется подработать. Вкупе с наличием противника (в лице компрадорского центра) она обещает весомые дивиденды.

ГЕРОЙ-ЗЛОДЕЙ

Если у Ельцина им был оппозиционер-коммунист Зюганов, то в нашем случае на роль “героя-злодея” претендует давний друг, а ныне непримиримый оппозиционер губернатора, временно не работающий Игорь Лебединец. По имеющейся информации, временно не работающий уже сейчас развернул бурную предвыборную агитацию “за” и “против” в своем округе, в вотчине губернаторской оппозиции Уссурийске.

Конечно же, Игорь Петрович идет не сам по себе (хотя и личные счеты у экс-вице-губернатора с бывшим шефом есть). В данном случае публику больше интересуют откровенно торчащие у будущего депутата нелюбимые всеми “уши” первого вице-премьера Чубайса (связь с которым, кстати, Игорь Петрович не скрывает). Интерес у Чубайса к нашим выборам пакостный - насолить непокорному губернатору, заложив под ним мину в лице непокорной оппозиционной думы. Тем самым будет продолжена реализация коварного плана Москвы по “вымыванию” властной почвы из-под Евгения Наздратенко. Функции выбивания денег из центра в значительной мере взял на себя генерал Кондратов. Он же (вкупе с заезжими юными энергетиками) взял на себя функции по управлению жизненно важной для края отраслью - ТЭКом, оставив губернатору роль “мальчика для битья”. Квото-делительные и наградо-вручительные функции также у Наздратенко значительно поурезаны.

Безусловно, старый знакомец Анатолий Чубайс может связывать с будущей думой и более гнусные, далеко идущие планы.

Соизмеримо с глобальностью цели должно быть затрачено и финансовых средств. Насчет миллиардов, уже подкинутых (якобы) Лебединцу из центра на предвыборную агитацию, утверждать не будем. Хотя сама оппозиция подтверждает, что “изысканы средства... на резкое увеличение тиражей “Красного знамени”, “Арсеньевских вестей”, “Далекой окраины”, “Дальневосточной газеты” и других изданий (?), которые начнут выходить в ближайшее время. Разработана и утверждена схема их распространения. Намечен план публикаций...”, утверждает газета “Красное знамя”. С чем поздравляем и оппозицию, и лично - безработного кандидата Игоря Лебединца.

Заметим также, что вполне вероятно объединение предвыборных интересов команды Игоря Лебединца и владивостокского мэра. А то, что последний постарается выдвинуть по подведомственным округам своих альтернативных губернатору кандидатов, не вызывает сомнений.

МАССОВКА

Схватка гигантов обещает быть сильной. Задача массовки - не затеряться на фоне эпических батальных сцен. Можно, конечно, вовремя сориентироваться и пристроиться в свиту к главным героям - либо к “любовнику”, либо к “злодею”, в зависимости от политической конъюнктуры (лучше сориентироваться пораньше, дабы не оказаться в арьергарде событий).

Можно попробовать сохранить нейтралитет, выступая независимым одиночкой, озабоченным исключительно благом народа и не желающим ввязываться в “политическую возню”. Но, повторим, на фоне грядущих батальных сцен скандалов, упреков и взаимных разоблачений наш благородный, но неброский герой рискует остаться для избирателя незамеченным.

Есть еще один (на наш взгляд, наиболее выигрышный) путь - самоорганизация “массовки” в некую третью силу, стаю этаких приморских “лебедей” со своей, не прописанной сценарием игрой. Не исключено, что утомленный батальными, до зевоты знакомыми сценами зритель с готовностью переключится на “новенького”. И, как знать, может, “новенькие” и сорвут зрительские аплодисменты?

Автор: Марина ЛОБОДА, “Владивосток”