Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Семья

Трёшка для Антошки. Как научить ребёнка обращаться с деньгами

Сначала они играют «в магазин» – выменивают флакончик из-под маминых духов на «денежку» - разрисованную бумажку. И нам кажется, что этим милым малышам – нашим детям – деньги в принципе не нужны. Зачем? Ведь мы и так всё им покупаем… Но дети растут, а знач
Трёшка для Антошки. Как научить ребёнка обращаться с деньгами


Сначала они играют «в магазин» – выменивают флакончик из-под маминых духов на «денежку» - разрисованную бумажку. И нам кажется, что этим милым малышам – нашим детям – деньги в принципе не нужны. Зачем? Ведь мы и так всё им покупаем… Но дети растут, а значит, скоро родителям придётся столкнуться с проблемой карманных денег, с вопросами, на которые нужно давать правильные ответы, с проблемами, о которых и не задумывались раньше…

Чтобы не наломать дров в такой деликатной области воспитания, как «дети и деньги», чтобы научить своих чад разумно строить бюджет и понимать цену деньгам, прислушайтесь к советам, которые даёт Ирэна Похомова, детский психолог, педагог монтессори-центра «Вершина».

- Знакомство с деньгами следует начинать примерно с годовалого возраста, - говорит Ирэна Юрьевна. - Деньги – тщательно вымытые монетки – должны стать игрушкой: пусть малыш строит из них башенки, бросает в баночку и так далее. В дошкольном возрасте все дети любят играть в магазин – отлично! Если интересуется вашим кошельком, разрешите посмотреть. Пусть видит, как вы храните деньги.

Не следует давать малышам, дошколятам деньги просто так – копеечки от сдачи, например, которые будут у него валяться в кармашке. Этим мы приучаем малыша к безответственному, халатному отношению к деньгам – так же, например, как и в том случае, если в вашем доме купюры и мелочь валяются где попало.

- Есть такая точка зрения: чем позже ребёнок сталкивается с миром денег, тем лучше… Всё, что нужно, я ему куплю, в кино-театр свожу…

- Чем это может быть чревато? Во-первых, тем, что мама в такой ситуации всё решает за своё чадо, приучая его к зависимости от мнения другого человека, к несамостоятельности в решениях. Такой ребёнок, когда вырастет, не сможет сделать покупку без совета «старших» и, например, будет доверять советам продавцов…

- Бывает, что мамы очень волнуются: у меня малыш ни с кем не делится игрушками, не даёт их другим детям в песочнице, он вырастет жадиной…

- К ребёнку нужно прислушиваться, уважать его желания. Если у него есть потребность делиться, он будет делиться. А бывает иная крайность, и тут не нужно настаивать: ну поделись, ну отдай… Что в такой ситуации чувствует ребёнок, если вы требуете отдать его игрушку? Вот его мысли: «Мама меня не понимает. Мама отдала моё другому…». Его игрушка, его лопатка – это ЕГО вещь, понимаете? Я говорю мамам: вас подруга попросит на полгодика дать поносить норковую шубку, дадите? То-то же. Для малыша его игрушки не менее важны. Если он не даёт, он имеет на это право. Не заставляйте «быть добрым», учите стратегии: давай поменяемся, вот смотри, этот малыш даст тебе поиграть своей машинкой, а ты ему дашь лопатку. Когда малыш поймёт, что его вещам ничего не угрожает, он научится делиться.

- С раннего возраста малыш вместе с мамой ходит в магазин. И однажды маме приходится сказать: нет, эту игрушку мы не станем покупать, она слишком дорогая. Как это сделать правильно, чтобы избежать детской истерики?

- В какой бы магазин вы ни заходили с ребёнком, ещё у двери договаривайтесь с ним: мы идём сюда за тем-то и за тем-то. И только! Ты согласен? Этим мы предупреждаем возможные истерики. Но, конечно, когда малыш оказывается в магазине, он забывает своё согласие и начинает что-то просить. Ответ должен быть спокойным, но твёрдым: СЕГОДНЯ у нас нет на это денег. Не следует отмахиваться от малыша резко: не куплю, отстань. И не нужно всегда покупать, даже если у вас есть такая возможность. Ребёнок должен привыкать к аргументированному отказу, к тому, что не все его желания и просьбы удовлетворяются.

Очень хороший опыт для дошкольника – когда ему дают возможность самому за что-то расплатиться. Как правило, детям это нравится, они чувствуют себя взрослыми и важными в этот момент, уверенными в себе, самостоятельными. С шести лет ребёнка можно отправлять за мелкими покупками. При этом вы можете стоять за дверью магазина, если волнуетесь, но ребёнок должен сам идти за покупкой. Важно предварительно проговорить, сколько денег вы даёте, что нужно купить, сколько будет сдачи. Такие поручения развивают и самостоятельность, и самооценку, и память, и ответственность, и навыки счёта.

- А как быть, если во время такой самостоятельной покупки ваше дитятко столкнулось с нечестностью, его, например, обсчитали в магазине?

- Ни в коем случае не бежать в магазин и не устраивать скандал. Не решать проблему за ребёнка. Но и не обвинять его во всех смертных грехах. Объясните, что среди взрослых встречаются обманщики, но не следует в каждом видеть лжеца. Правильным будет, например, научить ребёнка громко вслух произносить, какую купюру он даёт кассиру или продавцу и сколько должен получить сдачи.

- В каком возрасте у детей должны появиться карманные деньги?

- С шести-семи лет, как только ребёнок пошёл в школу. Причём это не деньги, которые мама выдаёт со строгой инструкцией: пойди в магазин и купи то-то. Карманные деньги – это те, которыми ребёнок распоряжается самостоятельно. Сумму лучше давать на неделю, не больше, потому что дети в таком возрасте ещё не умеют планировать расходы. Если вы дадите ему деньги на месяц, можете быть уверены, что он потратит их за неделю.

Карманные деньги требуют от родителей терпения. Вы не должны вмешиваться в процесс и требовать от ребёнка, чтобы он тратил их на что-то, соответствующее вашим вкусам. Нужно при этом быть готовым к обсуждению: если ребёнок спрашивает у вас совета, на что потратить карманные деньги, будьте открытыми, а не критичными. Если ваше чадо почувствует, что вы критичны, насмешливы, можете быть уверены – советоваться с вами ребёнок больше не будет. Доверие – основа основ.

- А если ребёнку четырёх-шести лет кто-то – та же бабушка - дарит деньги, например, 100 рублей?

- Нужно сесть и поговорить с чадом. Уважительно и доверительно. Мы говорим так: бабушка подарила тебе 100 рублей. На них можно купить то-то, то-то, то-то. Выбери, что ты хочешь купить, и мы пойдём и купим. Или предлагаем другой вариант: эти денежки мы можем отложить и начнём копить, например, чтобы купить тебе велосипед.

Кстати, копить – это вариант, который вполне приемлем и в дальнейшем. Например, пойдя в школу, ребёнок может сказать: я хочу мобильный телефон, у всех моих одноклассников есть, у меня нет. Если вы в принципе не возражаете против приобретения телефона для ребёнка, но средств свободных в данный момент нет, можно смело предлагать такой вариант: мы откладываем все твои карманные деньги, например, в течение месяца, потом к этой сумме я добавлю денег и мы купим телефон.

- Какие наиболее частые проблемы в этой области: дети - деньги?

- Воровство. Когда дети воруют деньги у сверстников, у родителей. Как правило, корни этого явления – в недоверии родителей к ребёнку, в том, что они слишком сильно контролируют чадо, – те же карманные деньги, вмешиваются в его жизнь. И ребёнок, не доверяя взрослым, сам решает свои проблемы так, как может.

Бывает и такая проблема: родители спрашивают, стоит ли ребёнку платить за хорошие оценки, за помощь по хозяйству. Я уверена: нет, не стоит! Подобной платой родители приучают ребёнка к тому, что всё измеряется деньгами, что человеческие отношения вообще не важны. И в подростковом возрасте родитель, приучивший чадо к подобным мыслям, вполне может столкнуться с шантажом, например: хочешь, чтобы я не бил младшего брата? Давай деньги!

- Что родители должны воспитать в ребёнке – уважение к деньгам или просто понимание их функции? А может быть, любовь к деньгам?

- Это зависит от менталитета семьи, от тех приоритетов, которые там установлены. Стиль отношения к деньгам дети перенимают от своих родителей. И если в семье считают расходы, планируют бюджет, так же будет вести себя ребёнок.

- В каком возрасте дети начинают сознательно относиться к деньгам?

- Это у каждого индивидуально, но не раньше 14 лет. Некоторые люди и в 17, и в 25 не умеют планировать свои расходы, а некоторые и в 45…

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

В этом номере:
Оно нам нано. Анатолий Чубайс: Мы готовы заниматься Дальним Востоком!
Оно нам нано. Анатолий Чубайс: Мы готовы заниматься Дальним Востоком!

Дальний Восток не относится к числу российских регионов, считающихся лидерами по уровню развития наноиндустрии. Такое заявление сделал в Москве на мартовском семинаре Клуба региональной журналистики «Из первых уст» председатель правления, генеральный дире

Чиновник с метлой и лопатой
Чиновник с метлой и лопатой

Ежегодный двухмесячник по санитарной очистке и благоустройству придомовых и придорожных территорий проходит во всех городах и районах края. Он продлится до 1 июня. Работники государственных, муниципальных, частных предприятий и организаций, школьники, уча

Прибраться и вырастить дерево
Прибраться и вырастить дерево

Сегодня стартует конкурс «Чистый двор» на самую благоустроенную придомовую территорию города. Организатором конкурса выступает администрация Владивостока. Поучаствовать в нём предлагают всем горожанам, которые хотят привести в порядок придомовую территори

Задай вопрос мэру Владивостока!
Задай вопрос мэру Владивостока!

«Уважаемый Игорь Сергеевич! У нас с мужем двое детей, живём с родителями в двухкомнатной «хрущёвке» и давно мечтаем о своей квартире. Работаем, копим, но пока для нас цены неподъёмные. Слышали, что во Владивостоке есть программа, по которой молодым семьям

Владивосток в роли столицы туризма

Завтра во Владивосток прибывает генеральный секретарь Организации по развитию туризма городов Азиатско-Тихоокеанского региона Чжу Хван Мён. Он примет участие в 14-м заседании исполкома данной организации, которое впервые в истории пройдёт во Владивостоке.

Последние номера