Квартиры для «своих», или «Развод» для среднего класса

То ли смеяться, то ли плакать, но ровно 15 лет тому назад в краевом центре уже лихо порезвилась подобного рода аферистка: Людмила М., 1932 года рождения, ранее судимая и приговорённая к 15 годам колонии ещё при советской власти. Весной и летом 1994 года э

10 апр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2511 от 10 апр. 2009

То ли смеяться, то ли плакать, но ровно 15 лет тому назад в краевом центре уже лихо порезвилась подобного рода аферистка: Людмила М., 1932 года рождения, ранее судимая и приговорённая к 15 годам колонии ещё при советской власти. Весной и летом 1994 года эта пожилая респектабельная дама, раздобыв где-то фирменные бланки с гербовыми печатями, занялась продажей квартир в новостройках.

Для чего ловкой даме потребовалось лишь указать в этих её «фирменно-филькиных грамотах», что ей якобы причитается по каким-то взаимозачётам некое количество квартир из муниципального жилого фонда. В качестве адресов этого жилья мошенница использовала адреса имевшихся на тот момент в городе недостроенных домов — куда и привозила покупателей, показывая им, где расположены их приобретения.

Дело Людмила М. поставила с размахом: без какой бы то ни было рекламы, а наоборот, с распространением информации «по секрету», «на ушко», только «для своих». Да и брала за жильё по тем временам недорого, а по нынешним — сущие копейки: 4 тысячи долларов США в качестве предоплаты за однокомнатную квартиру и 8 тысяч — за двухкомнатную. Но с учётом масштабов — а продать Людмиле М. удалось ни много ни мало, а около 150 квартир — «навар» вышел очень даже неплохой: не менее полумиллиона баксов «чистыми», не считая трат на «представительские» расходы и плату помощникам! А это, согласитесь, неплохо даже по нынешним временам…

Самое же любопытное, что клиентами мошенницы (и потерпевшими по уголовному делу, возбуждённому по 147-й статье УК РСФСР) стали множество важных, известных и влиятельных в городе людей! В их числе были менеджеры и акционеры крупных компаний, должностные лица администраций Владивостока и Приморского края, преподаватели вузов, старшие офицеры «силовых ведомств» и даже президент крупнейшей тогда в городе компании по торговле недвижимостью — хотя кому, как не ему, следовало бы чуять квартирные аферы за версту. Не говоря уже о том, что в те «горячие» времена весь серьёзный бизнес так или иначе был связан с криминальными группировками и данный случай не стал исключением — та риэлторская фирма была подконтрольна одному из «авторитетов», ныне покойному.

Когда же грянул скандал и в ноябре 1994 года Людмилу М. арестовали, то у неё немедля нашлись и заступники — из числа самих же потерпевших от её действий. Мошенница их клятвенно заверяла, что стала жертвой интриг (в том числе упоминались и интриги между разными «авторитетами», что, дескать, и помешало пожилой даме исполнить свои обязательства). Граждане, активно способствовавшие освобождению Людмилы М. из-под стражи, аргументировали своё поведение тем, что, сидя за решёткой, она никак не сможет расплатиться и вернуть им деньги, а её осуждение за мошенничество принесёт разве что моральное, но никак не материальное удовлетворение. В ходе этих споров Людмилу М. освобождали, затем вновь арестовывали, судили, оправдали, отменили приговор, направив дело на повторное рассмотрение, вновь взяли под стражу и вновь освободили, после чего шустрая старушка скрылась из Приморского края, была объявлена в федеральный розыск и ещё несколько лет спокойно проживала в стольном городе Москве и его окрестностях.

Именно там её разыскали наиболее упорные из потерпевших, кто уже не рассчитывал на какую-либо материальную компенсацию от мошенницы, но жаждал справедливого возмездия аферистке. А когда её разыскали, выяснилось, что московская областная милиция о её розыске ничего не знает и может лишь оштрафовать эту гражданку за нарушение паспортного режима, тогда как милиция владивостокская рада бы её задержать, но не имеет возможности отправить сотрудников в командировку для ареста и доставки в Приморье разыскиваемой мошенницы, скрывшейся от суда…

Помимо этих перипетий в данном долгом и запутанном деле были эпизоды и куда более кровавые: сына предприимчивой старушки довольно долго и активно «прессовали» наши криминальные «авторитеты», мужа одной из женщин, работавших с Людмилой М., просто застрелили в собственной спальне, а денег, собранных с клиентов за мифические квартиры в новостройках, так и не нашли. И эту старую историю масштабной аферы, которую очень многие влиятельные владивостокцы постарались забыть (поскольку участие в ней никак не делало им чести), не стоило бы и нам здесь вспоминать, если бы не одно «но». А именно то, что во Владивостоке разворачивается подобная афера!

С некоторых пор в краевом центре замечены две дамы — среднего возраста и вполне приличного вида, которых иногда можно застать в скромной комнатке-офисе в самом центре города в исторической его части, именуемой Миллионкой. Дамы эти — без какой-либо рекламы, а наоборот: кулуарно, «на ушко», для «своих» и по знакомству! — предлагают напуганным кризисом гражданам приобрести… да, недвижимость! На очень приятных условиях: долгосрочный кредит, без процентов, по специальной программе, которую курируют весьма известные олигархи-меценаты.

Чтобы стать участником этой программы, необходимо сначала внести вступительный взнос в благотворительный фонд — скромный, порядка 10 тысяч рублей. Затем внести ещё 40-50 тысяч на оформление документов: получение сведений об участнике фонда, характеристики его имущественного и семейного положения, видов и размеров заработка, проверку его кредитной истории. После этого выбранную «жертву», если она соответствует заданным критериям мошенников, «разводят» уже по полной: предлагают квартиру по стандартной стоимости в три миллиона рублей, 500 тысяч из которых надо оплатить в качестве первого взноса. Тогда, мол, остальные два с половиной миллиона рублей за клиента внесут те самые «анонимные олигархи-меценаты», а клиент будет погашать этот долг перед фондом в течение 20 лет без процентов, в рублях.

При этом — внимание: если клиент приведёт в «фонд» ещё пятерых других столь же надёжных клиентов, которые пройдут проверку на благонадёжность и станут полноправными участниками этой «федеральной жилищной программы, проводимой благотворительным фондом анонимных олигархов-меценатов в рамках приоритетного нацпроекта», то такому клиенту дадут скидку с кредита на целых полмиллиона рублей!

Именно явная бредовость этих словесных нагромождений, загадочность, туманные намёки на «известных и очень богатых учредителей фонда», как это ни парадоксально, служат отличной приманкой для «продвинутых лохов». Которые привыкли «читать между строк» и знают, что в нашей коррумпированной стране возможно всё, а «по блату» - особенно.

Если же спросить у дам банальные документы: копию устава их таинственного фонда, форму договора, их собственные доверенности на заключение сделок с недвижимостью и т.п., то «проверку на благонадёжность» вы не пройдёте и «квартира за три миллиона в кредит на двадцать лет без процентов» вам не светит. Зато ваши деньги целее будут. Да и бегать потом по милициям-прокуратурам, разыскивая мошенников, не придётся.

Автор: Фёдор КРЮКОВ