Галопом по Европам

Месяц назад водители получили право на упрощённое оформление аварий. Однако воспользоваться своим правом автомобилисты Владивостока не спешат. Оказалось, что «европротокол» не так прост, как кажется на первый взгляд. В переполненном автомобилями Владивост

10 апр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2511 от 10 апр. 2009
cf5e303394b3bdc31230b4052aafe190.jpg


Месяц назад водители получили право на упрощённое оформление аварий. Однако воспользоваться своим правом автомобилисты Владивостока не спешат. Оказалось, что «европротокол» не так прост, как кажется на первый взгляд.

В переполненном автомобилями Владивостоке то и дело происходят незначительные аварии. Сантиметровая царапина на бампере, маленькая вмятина на крыле чреваты потерянным временем и потрёпанными нервами. Те, кто хоть раз попал в такую ситуацию, «приключение» помнят долго. И всё это из-за небольшой, в общем, суммы. Но ведь не зря же мы каждый год в обязательном порядке страхуем свою автогражданскую ответственность?

В «упрощёнке» нет ничего принципиально нового. Подобный способ оформления аварий описан в Правилах дорожного движения на тот случай, если в аварии не больше двух участников, нет пострадавших, а водители не спорят о том, кто виноват. Тогда в присутствии двух понятых рисуется черновая схема, которую участники происшествия и подписывают, а затем вместе с ними отправляются в ближайшее подразделение ГИБДД для оформления материалов. Сейчас эту норму, определённую законом о безопасности дорожного движения, отразили в законе о страховании ОСАГО.

Сначала автомобилисты обрадовались – теперь не придётся часами ждать экипаж ГИБДД, создавая «пробки» и выслушивая возмущённые комментарии коллег-автолюбителей. К тому же наконец восторжествовала логика – оплошность оплатят свои, родные страховщики. Но когда эйфория прошла, автомобилисты призадумались: ведь на самом деле «упрощёнка» не так проста, как кажется.

С этим согласны и сотрудники ГИБДД. Начальник ОИАЗ Управления Госавтоинспекции УВД по Приморскому краю подполковник милиции Тамара Шипилова считает, что торопиться подписывать «европротокол» не стоит, для начала надо прояснить некоторые нюансы.

Например, такой. Нововведение распространяется на тех, чьи полисы ОСАГО оформлены не раньше 1 марта 2009 года. Так что для начала стоит проверить, какая дата стоит на голубом листке страховки. Новый полис должен быть и у дорожного оппонента.

Кроме того, она считает, что в каждом конкретном случае надо учитывать человеческий фактор.

– Уверены ли вы, что сможете на глаз оценить причинённый ущерб? На первый взгляд повреждения «железного коня» могут быть незначительны, следовательно, и ущерб укладывается в рамки определённой суммы в 25 тысяч рублей. Но проведённая экспертиза может показать, что машина пострадала сильнее, чем кажется на первый взгляд. А в этом случае страховщики откажут в выплате, и вы останетесь при своих интересах. Если у вас возникает хоть малая толика сомнений, то с упрощённой схемой оформления ДТП лучше не связываться, а вызвать на место происшествия сотрудников госавтоинспекции и аварийного комиссара. Или же, вызвав аварийного комиссара, начертив черновую схему происшествия и выполнив все остальные требования ПДД, явиться для оформления дорожно-транспортного происшествия в автоинспекцию. Конечно, в этом случае оформление займёт больше времени, но зато вы будете защищены от неприятных сюрпризов.

Одним из них может быть умышленное мошенничество, когда под удар подставляется битый транспорт. Ведь недаром страховщики бьют тревогу, ожидая увеличения убытков.

На пресс-конференции генеральный директор Военно-страховой компании Сергей Алмазов озвучил мнение страховщиков, которые считают, что введение «европейского протокола» приведёт к росту количеств обращений для возмещения ущерба. Общемировая практика показывает, что количество полисов, по которым производятся выплаты, увеличивается на 10-15 процентов, а сами выплаты – на 20-25.

С таким мнением согласна и Тамара Шипилова:

– Вполне возможно, увеличится количество таких преступлений, как мошенничество, вымогательство денежных средств и аварии «по договорённости». Но законом определена защита страховых компаний. Они имеют право проводить свою экспертизу ДТП. Автовладельцы, в свою очередь, обращаясь к страховщикам за выплатами, должны представить им определённый перечень документов. Среди них справка установленного образца, которая выдаётся только госавтоинспекцией. И выдаётся она только лицом, которое оформляет ДТП. То есть с места аварии дорога всё равно ведёт в дежурную часть ГИБДД, на Фонтанную, 10.

Кроме того, сотрудники ГИБДД советуют обратить внимание и на «мелочи». К примеру, на наличие документов на автомобиль у второго участника аварии, на то, внесены ли его данные в полис ОСАГО и имеет ли он право на управление транспортным средством соответствующей категории.

– Обязательно вызывайте аварийного комиссара, – советует Тамара Шипилова, – и пока не приедет, не спешите заполнять извещение о ДТП. Комиссар – представитель компании, свои обязанности он знает лучше и лучше вас разбирается во всех тонкостях законодательства о страховании гражданской ответственности.

Автор: Анна Бондаренко Валерьевна