Неполитический «Ревизор»

Это звучит почти невероятно, но за 75-летнюю историю Приморского академического театра имени Горького на его сцене ни разу не были поставлены произведения Гоголя. Поразительно и другое – спектакль «Инкогнито из Петербурга», премьера которого состоится 24

10 апр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2511 от 10 апр. 2009
b93f978710c54f9fc56bc67753cd34e4.jpg

Это звучит почти невероятно, но за 75-летнюю историю Приморского академического театра имени Горького на его сцене ни разу не были поставлены произведения Гоголя. Поразительно и другое – спектакль «Инкогнито из Петербурга», премьера которого состоится 24 апреля, и не случился бы, наверное, если бы не целый ряд совпадений…

- В моей жизни, - говорит главный режиссёр театра Ефим Звеняцкий, - тоже ни разу не было постановки по Гоголю. В пору молодости, когда я учился у Анатолия Эфроса, он разрешил мне присутствовать на репетициях его «Мёртвых душ», где играли Олег Даль, Михаил Казаков. И это был первый и единственный спектакль Анатолия Васильевича, который не удался. Это отложило мою встречу с Гоголем на много лет, наложило некий отпечаток. Мне казалось, да ладно, уже сто раз всеми пройдено, что сегодня этот «Ревизор» - вон сколько раз его ставили в разных городах, кино снимали… Только сегодня, начав работу над спектаклем, понимаю, что много лет ошибался, как много не понимал в этом великом произведении…

Я не собирался ставить Гоголя вообще, даже в его юбилейный год, но получил приглашение поставить «Ревизора» в США, в Колорадо. И тогда подумал, что будет интересно и полезно, если начну здесь, с моими артистами, разомну, так сказать, пьесу. Вот так всё и сложилось...

- И тем не менее у вас не «Ревизор», а «Инкогнито из Петербурга»…

- Да. Городничий то и дело в пьесе повторяет, кто же этот инкогнито… Ну а Петербург – место, которое в то время определяло Россию…

- Ну оно и сегодня достаточно кармическое для России.

- А вот таких параллелей мне не хотелось бы. Любая буквальная параллель с сегодняшним днём – это не искусство уже, а передовица или фельетон из газеты.

Я понимаю, почему Гоголь так сложен для театра.

В советские времена его пьесы – особенно «Ревизор» - можно было ставить исключительно в музейно-историческом контексте, как пародию на царскую Россию. Любые намёки на современность просто привели бы к закрытию спектакля, ведь – и это правда! – у Гоголя каждое слово – крамола!

А вот мне обличения хотелось бы избежать. Мне не интересна политика, никаких аллюзий в эту сторону в спектакле не будет. Я в «Ревизоре» хочу исследовать другое: как люди теряют чувство гордости, достоинство человеческое при виде купюры, хочу проникнуть в глубинное состояние человеческой души, понять особенность российского народа, который так гениально осмеял Гоголь. Нет и не было изначально никакого желания реставрировать музейную пьесу, облачать актрис в многослойные юбки… Мы живём в третьем тысячелетии, а «Ревизор» - пьеса вне времени. И нужно это понимать. Историческую канву пьесы нужно опрокинуть в наше время. И я надеюсь, что происходящее на улице никогда не соединится с происходящим на сцене. Мне это неинтересно. Оставим это на откуп милиции.

- Ваше прочтение пьесы выглядит неожиданным…

- Да, я уверен, что будет множество разговоров, что станут говорить: ну ладно, зачем уж так было-то… У меня будут на сцене и оркестр, и танцы, и 60 человек массовки – ну не могу я иначе! Моему Хлестакову – за 50, его играет Александр Славский, а городничий – молод, едва за 30, его играет Евгений Вейгель.

По сцене будут бегать черти, крысы, даже, возможно, несколько Гоголей! Я ставлю фантазию, фантасмагорию… Но сохраняю при этом главную, на мой взгляд, интонацию Гоголя: за что это нам – дураки и дороги?

Я бы хотел, чтобы люди смеялись, хохотали! Мне неинтересно: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Мне интересно: «Улыбайтесь, господа! Самые большие глупости на земле делаются с серьёзным выражением лица!».

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ