Что нам ждать от закона о федеральном бюджете на 1998 год?

5 сентября на совещании руководства края с приморскими промышленниками и предпринимателями депутат Госдумы Светлана Орлова с гордостью говорила о том, что является одним из активных разработчиков нового Налогового кодекса. По ее утверждению, принятие нового налогового законодательства приведет к снижению общего количества налогов, а также четкому разграничению федеральных и местных платежей. А щедрый на крылатые выражения Виктор Черномырдин недавно опять порадовал новым афоризмом: “Мы впервые увидели человека в бюджете 1998 года”. Как это похоже на хорошо забытую фразу: “Все - во имя человека, все - на благо человека”. Правда, сразу же приходит на память родившееся в народе продолжение: “Вот бы увидеть этого человека!”. Давайте и мы попробуем разобраться, какого человека увидел глава правительства в проекте федерального бюджета на 1998 год, и перелистаем две с лишним тысячи страниц текста, содержащего пакет законов по федеральному бюджету на 1998 год.

30 окт. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №251 от 30 окт. 1997

5 сентября на совещании руководства края с приморскими промышленниками и предпринимателями депутат Госдумы Светлана Орлова с гордостью говорила о том, что является одним из активных разработчиков нового Налогового кодекса. По ее утверждению, принятие нового налогового законодательства приведет к снижению общего количества налогов, а также четкому разграничению федеральных и местных платежей. А щедрый на крылатые выражения Виктор Черномырдин недавно опять порадовал новым афоризмом: “Мы впервые увидели человека в бюджете 1998 года”. Как это похоже на хорошо забытую фразу: “Все - во имя человека, все - на благо человека”. Правда, сразу же приходит на память родившееся в народе продолжение: “Вот бы увидеть этого человека!”.

Давайте и мы попробуем разобраться, какого человека увидел глава правительства в проекте федерального бюджета на 1998 год, и перелистаем две с лишним тысячи страниц текста, содержащего пакет законов по федеральному бюджету на 1998 год.

Это сладкое слово трансферт

Прежде всего заглянем в раздел “Межбюджетные отношения в 1998 году”. В нем речь идет о том, сколько средств получат регионы из федерального фонда финансовой поддержки субъектов федерации. Сразу оговорюсь, что не принадлежу к числу тех, кто считает Приморский край дотационной территорией. Это смотря как считать. Если по минфиновской арифметике “2 пишем, 3 на ум пошло” - выходит, что Приморский край “сидит на шее” у федерального правительства. По отчету федерального казначейства в прошлом году расходы федерального бюджета по краю перевалили за 2,2 трлн. рублей, а соответствующая группа доходов по краю составила только 1,4 трлн. рублей, попросту говоря, 800 млрд. рублей мы получили из Москвы. Но вопрос - куда делись платежи края в Пенсионный фонд страны, куда делись таможенные пошлины? Все эти суммы, как говорится, Минфину “на ум пошли”. А между прочим, речь идет в общей сложности - налоги плюс пенсионные платежи, плюс таможенные пошлины - о пяти с лишним триллионах рублей в год. Правительство исправно выкачивает из края именно такую сумму, а обратно возвращается небольшая часть этих денег. Поэтому для нас трансферт (похоже, приморцам уже не нужно объяснять, что это слово обозначает деньги из федерального бюджета) - это не подарок, не пособие и не подачка, а возврат некоторой части изъятых у края доходов, обратный ручеек из того потока финансов, которые мы перечисляем в Москву.

Итак, что готово вернуть нам в следующем году правительство? Аж 1,7 трлн. рублей (я использую, чтобы не запутать читателя, масштаб цен этого года) из 5 с лишним триллионов! 1,7 трлн. рублей вместо 2,5 триллиона, утвержденных в бюджете 1997 года. Нам “срезали” на треть объем федеральной финансовой помощи. Почему? Говорят, что денег в бюджете мало. Но тогда почему у девятнадцати регионов объем трансфертов вырос и весьма значительно? Например, у Чечни в 1,5 раза, у Кабардино-Балкарии - в 2 раза, у Дагестана, Северной Осетии, Республики Тува, Карачаево-Черкесии - наполовину. Так, Чечня получит только в виде трансфертов 1,8 трлн. рублей, Дагестан - 7 трлн. рублей. 6 северокавказских республик, где проживает на 2 млн. человек меньше, чем на Дальнем Востоке, получат на 3 трлн. рублей больше, чем весь Дальний Восток. На эти 6 республик вообще приходится четверть фонда финансовой поддержки субъектов федерации. Для них деньги в казне находятся, а для нас - нет.

Может, мы их отыщем в разделе “Федеральные инвестиционные программы на 1998 год”, ведь утвердил же глава государства своим указом от 23 апреля 1996 г. № 601 программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. И вправду, федеральное правительство готово ее финансировать, но только на 0,3 процента. Вы не ошиблись - на 0,3 процента. Это ровно 48 млрд. рублей на весь Дальний Восток. Кстати, на финансирование города-курорта Сочи планируется выделить 16 млрд. рублей, на культурную программу возрождения российских немцев 100 млрд. рублей.

Налоги, которые у нас отбирают

Из центра нам обещают самую малость, но, может быть, взамен создают такую налоговую систему, которая даст нам самим заработать?

Собирать налоги мы умеем, в этом году на 1 октября мы собрали в федеральный бюджет на 230 млрд. рублей больше, чем на 1 октября прошлого года, а это 19 процентов! Давайте посмотрим в Налоговый кодекс, который усиленно проталкивает правительство. Там нас ждет масса открытий.

Прежде всего предполагается отменить ряд налогов, взимаемых с фонда оплаты труда и с выручки от реализации. Среди них - сбор на нужды образовательных учреждений, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территорий, транспортный налог. Сейчас за счет них формируется 10 процентов налоговых поступлений консолидированного бюджета края. Есть территории, где их вклад даже побольше: Партизанск - 20 процентов, Владивосток, Артем, Лесозаводск и Спасск - по 13, Михайловский район - 25, Дальнереченский, Кавалеровский и Октябрьский районы - по 16 процентов. Скоро от этих денег им придется отказаться. И не только от них.

Объем налоговых платежей снизится против условий, предусмотренных действующим законодательством, и по подоходному налогу с физических лиц, который целиком зачисляется в местный бюджет. Согласно проекту бюджета страна недополучит по этому налогу за счет изменения ставок налогообложения 15 трлн. рублей. Если считать по той же пропорции, край потеряет 191,7 млрд. рублей. Не останутся внакладе лишь территории, где живут военнослужащие, ведь по новым правилам с них тоже будут взимать подоходный налог. А все остальное - извиняйте.

“Сожмутся” и поступления по налогу на прибыль в результате корректировки налогооблагаемой базы. Собственно говоря, этот налог уже давно утратил прежнее значение. В 1992 году на него приходилось 20 процентов поступлений в консолидированный бюджет края, а в этом году - только 8. В будущем году в целом по России поступления по этому налогу сократятся еще на 38 процентов. Для Приморья это означает утрату 169,8 млрд. рублей.

Налоговый кодекс будет стоить краю 733 млрд. рублей. Убытков. Города и районы края потеряют от 24 до 30 процентов налоговых поступлений. Хуже всего придется Пограничному району, который налоговые эксперименты правительства и Госдумы могут лишить 46 процентов налоговых поступлений (6,1 млрд. рублей), Михайловскому району - соответственно 43 процента (16,1 млрд. рублей) и Кавалеровскому району - 37 процентов (11,3 млрд. рублей). Но ведь местные власти по-прежнему должны платить зарплату бюджетникам, покупать топливо и т. д. А где брать деньги? За счет нового налога - налога с продаж, который будет полностью зачисляться в местный бюджет. Не нужно быть лауреатом Нобелевской премии по экономике, чтобы понять: этот налог приведет к увеличению цен на все виды товаров. Мы это уже проходили весной 1991 года, когда были введены “горбачевские” 5 процентов.

О, сколько нам расходов чудных готовят...

Это, вообще говоря, основная особенность проекта бюджета на 1998 год - увеличение налоговой нагрузки на простого человека. Уровень заработной платы в России и сейчас самый низкий среди всех экономически развитых стран мира. Мало того, работодатели (и государство в том числе) по сути кредитуются, то есть решают свои финансовые проблемы за счет весьма скудной зарплаты российского труженика, задерживая ее выплату на многие месяцы (сейчас по стране задолженность по заработной плате перевалила за 56 трлн. рублей). Что хорошего нам обещает проект бюджета? Ничего. Величина прожиточного минимума планируется на конец 1998 года в 435 тыс. рублей против 420 тыс. рублей в 1997 году, или выше на 3,6 процента, в то время как инфляция планируется в 1998 году на уровне 5 процентов. Таким образом, искусственно занижается число людей, проживающих за чертой бедности. Индексация минимальной заработной платы и пенсии в следующем году не предусматривается. А надо бы, ведь в случае принятия федерального бюджета на 1998 год наши с вами расходы существенно вырастут.

В два раза увеличатся отчисления с каждого работающего в Пенсионный фонд (с 1 до 2 процентов). Будет введен социальный налог - 3,9 процента на доходы до 60 млн. рублей в год и 2,5 процента на доходы свыше 60 млн. рублей в год. В 10 раз увеличится прямой налог на имущество с физических лиц, в том числе, судя по всему, на приватизированные квартиры и дачные участки. Правительство планирует довести долю платежей населения в затратах на все виды жилищно-коммунальных услуг до 50 процентов. В этом случае доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в расходах населения составит 18 процентов (кстати, в США - 17, в Швеции - 12,5 процента). Думаю, это не предел.

Я уже упомянул о готовящейся по инициативе правительства и Госдумы отмене налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. С начала год за счет него в крае было собрано 187,5 млрд. рублей. Если этот налог отменят, откуда местные власти возьмут деньги на содержание жилья? Из нашего кошелька. Будет резко увеличена плата населения за все виды жилищно-коммунальных услуг. О введении налога с продаж я уже сказал. И последнее. Произойдет увеличение налога на добавленную стоимость на продовольственные и детские товары с 10 до 22 процентов. Так что готовьтесь к увеличению стоимости той же булки “Подольского” где-то на 200-250 рублей.

Вот мы и изучили проект федерального бюджета на 1998 год. Не знаю, как вы, а я в нем человека так и не увидел. По крайней мере, жителя Дальнего Востока уж точно... Не случайно поэтому губернатор края Евгений Наздратенко направил в правительство объемный список предложений и замечаний для использования в ходе работы согласительной комиссии. Есть надежда, что они будут востребованы.

Автор: Герман ЗВЕРЕВ, руководитель административного департамента администрации края