Мы едем, едем...

Один из самых дорогих способов междугороднего сообщения – на автобусе - в Приморье становится всё более экстремальным. Хотя, наверное, те, кто ездит часто и много, привыкли и искренне полагают, что всё так и должно быть…

7 апр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2508 от 7 апр. 2009

Один из самых дорогих способов междугороднего сообщения – на автобусе - в Приморье становится всё более экстремальным. Хотя, наверное, те, кто ездит часто и много, привыкли и искренне полагают, что всё так и должно быть…

Заплатив 200-250 рублей за четырёхчасовую поездку, легко попасть в такую, например, ситуацию. Рейс из Новошахтинского во Владивосток жарким воскресным днём. Автобус грязный, с потрескавшимися, полувыбитыми стёклами, раздолбанными креслами, душный, пыльный. Водитель – царь и бог. В Уссурийске пассажиры узнают, что автобус будет стоять до тех пор, пока не останется ни одного свободного места. На это уходит минут сорок – в невозможной духоте и в неведении, когда же мы тронемся. Потом оказывается, что водитель продал лишний билет. «Не может быть!» – утверждает он и начинает проверку всех купленных билетов. Выяснив, что он всё же перестарался, «лишнего» пассажира высаживает, а сам отправляется на вокзал улаживать формальности с лишним билетом.

По дороге мы то плетёмся едва-едва, то несёмся со страшной скоростью, раскачиваясь подобно катеру во время шторма. Водитель при этом общается по мобильнику вовсе не по рабочим вопросам. И как-то жутко видеть, как он время от времени одной рукой держит мобильник, а другой – прикуривает. Чем он держит руль, остаётся только догадываться. Попутно он не устаёт нецензурно комментировать «неправильных» пассажиров, ситуацию на дороге и т. д.

Подобные ситуации, увы, не единичны, но, по моим наблюдениям, за долгие годы если что-то и изменилось, то в худшую сторону. Помнится, несколько лет назад губернатору пригрезились двухэтажные комфортабельные автобусы с телевизорами, колесящие по дорогам края… Увы, ничего подобного нет до сих пор, а есть полное отсутствие комфорта и наплевательское отношение к безопасности пассажиров.

Отдельная «песня» - автовокзалы. В большинстве своём убогие, неуютные, грязненькие сооружения. Их и вокзалами-то назвать сложно. И хорошо ещё, если при них есть туалет. Пассажиры, едущие ранними рейсами, вынуждены справлять большую и малую нужду на открытом воздухе, так как платные сортиры, как, например, в Артёме, функционируют с 8.00. Есть туалеты, как в Шкотово, куда зайти страшно. А в Раздольном и вовсе туалет снесли. Не сумели железнодорожники, автобусники и районные власти договориться, на чей баланс сортир поставить. Да и решили: нет туалета – нет проблемы.

И ещё «фишка»: проверки автобусов на посту ГАИ во Владивостоке. Заходят суровые служивые, выбирают 2-3 подозрительных граждан и минут двадцать «пробивают» их по базе данных. Измождённый народ парится, а милиционеры никуда не спешат. Я сам с десяток раз попадал в такие ситуации и не припомню, чтобы хоть кого-то из подозрительных «заарестовали». Может, это дело нужное, но законопослушные пассажиры при чём?

Автобусами пользуются многие жители края. Но, похоже, это учитывается только с точки зрения изъятия максимальной выгоды для автоперевозчика. О пассажирах думка невелика, им ехать надо, ну вот пусть и едут в тех условиях, какие есть. Не баре, поди…

Автор: Фёдор Устюгов Фёдорович