Как вы думаете, будет ли эффективна нынешняя борьба с суррогатом алкоголя в Приморье?

Электронные версии
Культура, история

Дон Жуан в Египте, или История владивостокского «Балаганчика»

Весной 1919 года во Владивостоке с большим успехом прошли пьесы Гумилёва «Дон Жуан в Египте» и Ростана «Два Пьеро». Спектакли давались в только что открытом «Балаганчике». Появление в нашем городе 90 лет назад этого театра-студии (или клуба, как его ещё н
Дон Жуан в Египте, или История владивостокского «Балаганчика»


Весной 1919 года во Владивостоке с большим успехом прошли пьесы Гумилёва «Дон Жуан в Египте» и Ростана «Два Пьеро». Спектакли давались в только что открытом «Балаганчике».

Появление в нашем городе 90 лет назад этого театра-студии (или клуба, как его ещё называли) стало заметным событием в литературно-художественной жизни российского Дальнего Востока. И вот почему. Во-первых, «Балаганчик» собрал под одной крышей талантливых художников, литераторов, артистов. А во-вторых, он стал местом, где не утихали творческие, а подчас и городские страсти в годы Гражданской войны и интервенции.

После Февральской революции 1917 г. во Владивостоке появилось немало поэтов и писателей, представляющих различные тенденции и направления в литературе, искусстве. Так, здесь можно было встретить поэта-революционера Александра Богданова, лично знавшего вождя мирового пролетариата, вернувшегося из ссылки Сергея Алымова и демобилизовавшегося из армии Николая Асеева. В нашем городе также обосновались поэт Сергей Третьяков, художник и поэт-футурист Давид Бурлюк, друг Владимира Маяковского, поэт и публицист Венедикт Март (Матвеев), пробыл некоторое время Арсений Несмелов.

Объединившись все вместе – художники, литераторы, артисты, они создали общество «Творчество», которое и родило «Балаганчик».

«Театру присвоено название «Балаганчик» по имени первой лирической драмы Александра Блока – родоначальника этого стиля в русском искусстве, - сообщала газета «Далёкая окраина» в начале 1919 г. – Названием этим организаторы хотят с первых же шагов указать публике и критике… на связь чистого искусства и приличества, на необходимую родственность лирики с простейшими душевными эмоциями, искажёнными и усложнёнными до неузнаваемости громоздкостью современных театральных зрелищ». Таким образом, во Владивостоке открылся театр-студия новых традиций.

Помещение «Балаганчика» тоже было необычным. Он разместился на ул. Светланской, в подвальной части театра «Золотой Рог» (ныне это Приморская краевая филармония). Вот как вспоминал об этом Николай Асеев: «Мы начали с того, что достали мрачный сырой подвал, провели сами в него электричество и купили на все наши деньги китайского ситцу с огромными алыми маками по зелёному фону. Им мы обили стены нашего подвала. Потом создали подмостки…». Рекламируя новый театр-студию, Н. Асеев приглашал:

Скорее в «Балаганчик» идите,
Кто жизнь свою с песней связал.
Протянуты нежные нити
От звёзд в этот маленький зал.

Около двух лет продолжалась весьма насыщенная деятельность «Балаганчика». Здесь устраивались вечера поэзии, всевозможные лектории, концерты, давались спектакли. Но, пожалуй, самыми популярными наряду со спектаклями были многочисленные конкурсы. Так, в начале 1920 г. архитектурный конкурс, устроенный в этих стенах, имел цель разработать проект памятника борцам за свободу, павшим в период первой русской революции, его предполагалось установить над братской могилой на Вокзальной площади Владивостока. А результатом конкурса поэтов и композиторов должен был стать гимн «Первое мая».

Местная пресса частенько критиковала работу «Балаганчика» за неразборчивость репертуара, за засилье спекулянтов на концертах и представлениях, за футуристический подход к искусству, тем не менее местечко это пользовалось огромной популярностью. Благодаря свободе общения и разнообразию интересов каждый находил здесь то, что искал. Сейчас в бывшем помещении «Балаганчика», на Светланской, 13, – кафешантан «Порто-Франко».

Автор : Подготовила Нелли МИЗЬ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Первоапрельские тезисы Юрия Трутнева
Первоапрельские тезисы Юрия Трутнева

«В целом работа идёт в рамках действующего законодательства... Но работа большая, сложная, поэтому прошу проявлять принципиальность и не бояться брать на себя ответственность». Так диалектично, но в целом комплиментарно глава Минприроды РФ Юрий Трутнев оц

Бетономать
Бетономать

Состояние владивостокских дорог уже стало притчей во языцех. Лавируя между ямами и показывая чудеса фигурного вождения, автолюбители награждают нелестными эпитетами и сами дороги, и тех, кто их строил. В этом году на автомобилистов свалилась ещё одна напа

Задай вопрос мэру Владивостока!

«Уважаемый Игорь Сергеевич! Во время Вашей предвыборной кампании в городе действовала программа «Зелёный дозор». Сама видела, как ребята в специальных форменных куртках наводили порядок в скверах, высаживали деревья и кустарники. Планируете ли Вы возродит

Виктор Горчаков: Кризис не вечен
Виктор Горчаков: Кризис не вечен

Законодательное собрание Приморского края (ЗС ПК) четвёртого созыва в апреле пройдёт через «экватор» срока своих полномочий, отработав два с половиной года из пяти. В эксклюзивном интервью «В» председатель ЗС ПК Виктор Горчаков проанализировал промежуточн

В ожидании ракетного старта

Правительства, военные, общественность стран северной части Азиатско-Тихоокеанского региона в тревожном ожидании – Пхеньян заявил о готовности запуска баллистической ракеты Taepodong-2. Это может произойти в промежутке между 4 и 8 апреля. С её помощью Сев

Последние номера
журнал