«Ненавижу интеллектуальное кино!» Девиз режиссёра Фредерика Обюртена: честность, искренность, страсть!

Фредерик Обюртен приезжал во Владивосток не с пустыми руками. Он показал владивостокцам три свои картины (спасибо посольству Франции в России), провёл мастер-класс для молодых кинематографистов… А главное – действительно порадовал хорошим кино! Картина Об

3 апр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2507 от 3 апр. 2009
442e59fb9a338c2832a90636a21b7940.jpg


Фредерик Обюртен приезжал во Владивосток не с пустыми руками. Он показал владивостокцам три свои картины (спасибо посольству Франции в России), провёл мастер-класс для молодых кинематографистов…

А главное – действительно порадовал хорошим кино! Картина Обюртена «Очень специальный репортаж» (премьера во Франции прошла всего полтора месяца назад) чем-то сродни нашему знаменитому «Дню радио».

Она рассказывает о буднях журналистов, да так правдиво, смешно и с тонкой иронией, что зал во время показа рыдал и аплодировал.

- Мсье Обюртен, вы, видимо, своеобразно относитесь к четвёртой власти…

- Мои родители всю жизнь проработали в марсельских газетах. И когда я получил сценарий «Очень специального репортажа», подумал, что это отличная возможность поговорить о той среде, в которой я вырос. Мой фильм не о журналистах вообще, а о военных репортёрах, это особая каста, что-то вроде ковбоев, которых не слишком любит остальная журналистская братия. Но лента не только об этом. Она поднимает и серьёзные вопросы - о роли СМИ в современном мире, о том, что манипуляция общественным мнением, создание имиджа стали практически банальным явлением. Сегодня баночка с растёртым в пудру аспирином может стать «весомым доказательством» того, что Ирак готов уничтожить всю планету…

В эпоху моих родителей не было ни Интернета, ни мобильной связи, сегодня же любой имеет возможность высказаться в Сети, на форуме, в прямом эфире. И иногда СМИ предпочитают первыми распространить недостоверную информацию и затем её опровергнуть, вместо того чтобы найти истину. Вот именно гонку за эксклюзивностью мы и хотели подвергнуть критике.

Когда фильм выходил во Франции, мы немного боялись реакции журналистов. Друзья говорили мне: снимать сатирическую комедию об «акулах пера» может лишь мазохист. Но вопреки опасениям отзывы были великолепные. И я не раз слышал от ваших коллег, что оказался очень близок к истине. Хотя показательно, что ни одна реально существующая радиостанция Франции не захотела принять участие в фильме. Нам говорили, что смеяться над темой заложников неправильно. Я же думаю, что смеяться можно над всем, если это делать с достоинством.

- Говорят, что комедии снимают либо записные шутники, либо очень серьёзные люди. К какой категории относитесь вы?

- Я люблю шутку, но, когда начинаю снимать, становлюсь очень серьёзным, потому что комедия – такой жанр, в котором важна точность. Тяжело соревноваться с режиссёрами-грандами, такими как Жерар Ури, который снимал Луи де Финеса, или Франсис Вебер, который работал с Пьером Ришаром и Жераром Депардье. Мне повезло, я был ассистентом Вебера на съёмках фильма «Беглецы», прочувствовал, как следует снимать комедии.

- По отношению к своим актёрам вы тиран, друг, партнёр?

- Это надо у актёров спросить, но я надеюсь, что между нами есть доверие. Думаю, что меня можно назвать «железной рукой в мягкой перчатке». Я не отказываюсь от идей, которые рождаются в моей голове, но делаю всё, чтобы на площадке царил мир, готов выслушать любого. Жерар Ланвен, Жерар Жюньо – истинные звёзды, они весьма популярны во Франции (эти актёры знакомы и нам: Жерар Ланвен – по фильмам «Специалисты», «Крёстные отцы», «Враг государства № 1», а Жерар Жюньо – по фильмам «Хористы», «Короли шутки», «Укол зонтиком», «Мсье Батиньоль». – Прим. авт.). Работать с актёрами такой величины и ранга очень приятно.

- Ваш следующий фильм, как вы сказали, будет посвящён музыке… Желания снять ещё одну комедию не возникло?

- Я вообще не хочу повторяться. «Очень специальный репортаж» я бы не стал снимать, если бы не увидел в нём сатирического подтекста. Мне было интересно именно это.

– Вы показали Владивостоку очень разные фильмы. «Мост меж двух берегов», думаю, в большей степени определяет вас?

- О да. Это фильм, в который я больше всего вложил самого себя. И люди, которые меня знают, узнают меня в этом фильме. В «Очень специальном репортаже» также есть личные моменты. Они мне дороги.

- Выходя из зала, зрители называли «Мост меж двух берегов» интеллектуальным…

- Как я не люблю это определение, вообще не понимаю, что такое «интеллектуальное кино»! Ненавижу интеллектуальное кино. Я за то кино, которое даёт возможность поделиться эмоциями с окружающими – будь то смех, печаль, боль, возвращение в детство. Я за то, чтобы делиться эмоциями, и это единственный ярлык, который я бы согласился носить!

- Есть ли у вас любимый режиссёр?

- Есть человек, чьи фильмы – «Заводной апельсин», «Космическая одиссея», «Цельнометаллическая оболочка» - я очень люблю. Я не сравниваю себя со Стэнли Кубриком, но он – пример для любого режиссёра! Ни один его фильм не похож на другой.

- Что вы знаете о русском кино?

- О современном – почти ничего. Но я люблю Кончаловского, Сокурова, Германа, вырос на Эйзенштейне… И режиссёр, который оказал на меня большое влияние, - Тарковский. К несчастью, российское кино не слишком известно во Франции, поэтому я с интересом встречаюсь с кинематографистами России что в Москве, что во Владивостоке.

- Ваш главный совет человеку, который решил снимать кино?

- Будь честным и искренним. В жизни и в работе. Мы живём в мире кризиса, и снимать кино – тяжёлая работа. Нужно иметь силу духа, убеждения, чтобы дойти до конца. Нужно иметь страсть!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ