Береги автомобиль

Владивосток давно считался «автомобильной столицей» России благодаря потоку «бэу»-иномарок. И пока сохраняет этот свой статус, невзирая на повышенные правительством пошлины. Но если где-то чего-то много, то и воровать это «что-то» тоже будут чаще, чем в с

25 март 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2501 от 25 март 2009
459fe47d14218800546dc2981f6f6ba5.jpg


Владивосток давно считался «автомобильной столицей» России благодаря потоку «бэу»-иномарок. И пока сохраняет этот свой статус, невзирая на повышенные правительством пошлины. Но если где-то чего-то много, то и воровать это «что-то» тоже будут чаще, чем в среднем – и в этом плане «статус» города нашенского тоже пока сохраняется: воруют у нас автомашины с прежней и даже нарастающей интенсивностью.

«Королла» – чемпион по угонам

Считается, что в городе, где джипов на душу населения больше, чем где-либо в России, их и должны чаще всего угонять. На самом же деле «чемпион» по частоте посягательств у нас не пресловутый «Ленд Круизер», а скромная «Королла». Джипы и представительские седаны тоже воруют частенько, но за ними идёт только целенаправленная охота, тогда как модели попроще не так тщательно охраняют и автоворам чаще представляется тот самый «удобный случай».

Особо ценные экземпляры нередко похищают путём разбоя – например, эксклюзивную модель «Ауди» у известного бизнесмена похитили, напав на него при выезде с заправки: злоумышленники проникли в салон, заставили владельца под угрозой оружия отъехать подальше, а потом просто выкинули его из машины, предварительно отобрав мобильный телефон, и уехали, очевидно, по заранее продуманному маршруту.

В другой раз супруга высокопоставленного краевого чиновника очень удивилась, увидев субботним утром рядом со своим авто служебный джип мужа, находившегося дома. Ещё больше она удивилась, разглядев за рулём джипа незнакомца, а не пожилого водителя, что возил её супруга много лет. И подняла шум. Водитель машину бросил и спешно скрылся – выяснилось, что джип он только что украл с автомойки, взломав его замки специальным приспособлением. (Заготовка в форме ключа из очень твёрдой стали вбивается в замок одним поставленным ударом молотка и там проворачивается, ломая замок изнутри. Замки после этого надо менять, но воров этот аспект не заботит – их добыча того стоит.)

Иногда машину выслеживают на стоянках, делая копии ключей при помощи сообщников и позже выбирая момент для угона. Нередко с помощью специальных сканеров «ловят» сигнал брелока сигнализации и делают его дубликат, получая фактически ключи от машины, такие же, как у законного владельца. Известны случаи, когда припаркованный автомобиль похищали с помощью эвакуатора среди бела дня. А каким образом нашим автоворам удалось на прошлой неделе угнать от мэрии Владивостока джип, на котором приехали на деловую встречу японские бизнесмены из компании «Сумитомо», пока остаётся загадкой, так как джип не найден и объявленный милицией план «Перехват» не сработал.

Куда смотрит милиция

Милиция – как уголовный розыск, так и автоинспекция – к «скачку» автомобилизации края оказалась не готова. Методы противодействия хищениям транспорта пришлось вырабатывать и совершенствовать на ходу, причём зачастую без учёта специфики: на уровне МВД долго не хотели признавать за Владивостоком его характерную особенность в виде значительно большего, чем в среднем по стране, уровня автомобилизации. Потому наши милиционеры часто оказывались бессильны: на старых «уазиках» и «Жигулях» не шибко потягаешься с мощными иномарками, которые преступникам ещё и не жалко бить. А для эффективного противодействия специализированной автопреступности нужны не только средства транспорта и связи, но и серьёзная аналитическая работа, взаимодействие разных служб, чего в состоянии вечных реформ добиться почти невозможно.

В среднем во Владивостоке обычно совершается около 30 угонов и до сотни хищений машин ежемесячно. Юридически «угон» и «хищение» машины – понятия разные: угон – это когда ваше авто кто-то взял без спроса без цели присвоить, а хищение – когда взяли именно с целью присвоить. Благодаря этому нюансу вовремя пойманный милицией вор может легко превратиться в невинного угонщика: «Увидел – понравилась – не стерпел, взял покататься – простите, раскаиваюсь!». И милиция здесь ни при чём – не гаишниками и не сыщиками такие законы у нас приняты. Потому раскрываемость краж автотранспорта оставляет желать лучшего: в состоянии расследования в Приморском крае пребывают от 500 до 600 уголовных дел по кражам, из которых примерно в половине случаев следствие приостановлено, а до суда доходит около 10 процентов таких дел. С угонами проще – угнанной считается фактически найденная машина, и потому примерно из полутора сотен угонов по краю каждый месяц раскрывается и доходит до суда больше половины.

А хищения автотранспорта, совершённые профессионалами своего дела, раскрывать и доказывать трудно ещё и потому, что в легализации и сбыте похищенных машин обычно без участия милиции не обходится – в данный момент дела в отношении сотрудников ГИБДД, нарушавших закон при регистрации автомобилей, расследуются в нескольких городах края. Но такие случаи обычно рассматриваются всего лишь как превышение должностных полномочий, а не как деятельность должностных лиц в составе преступных групп или сообществ, а потому меры наказания по выявленным фактам символические и порочная практика «оборотней» продолжается.

Примером тому – обычно неафишируемые факты, когда украденную машину вам могут вернуть «за вознаграждение» (равное примерно половине стоимости авто). И таким путём «возвращают» автомобили, украденные даже у самих же сотрудников силовых ведомств, как недавно угнанный от краевой прокуратуры джип «Тойота Ленд Круизер- Прадо».

Остатки былой роскоши

Впрочем, ввиду недавно принятых правительством РФ мер по применению фактически заградительных таможенных пошлин на ввоз в страну подержанных автомобилей можно ожидать через какое-то время снижения остроты проблемы краж и угонов автотранспорта.

С учётом того очевидного факта, что объём импорта подержанных иномарок сократился более чем в 10 раз, приток автомашин в Приморье и Владивосток будет снижаться и дальше. А коль скоро машин станет меньше, то и количество преступлений должно сократиться пропорционально. Если не брать в расчёт общего обострения криминогенной обстановки, которое, однако, вполне вероятно. Ведь уже в феврале этого года, когда рынок пережил сначала «предпошлинный бум», а затем «пошлинный застой», количество краж автотранспорта по краю увеличилось на 15 процентов по сравнению с февралём прошлого года, тогда как число угонов уменьшилось более чем на 20 процентов. Проще говоря, если автомобиль в Приморье и в бывшей «автомобильной столице» снова станет предметом роскоши, то и криминальные посягательства на него будут как на предмет роскоши. Угонять с целью «покататься» будут реже, а вот воровать автомобили «насовсем» с целью их сбыта ради наживы станут чаще. И даже если подержанные иномарки на приморском авторынке действительно заменят изделиями отечественного автопрома, то криминальный спрос на старые добрые «японки» может только возрасти. Утратив доступность для покупателя, эти машины не станут менее желанным приобретением, и воры постараются заполнить дыру в рыночном предложении. За счёт тех из нас, у кого эти машины профессионально и дерзко похитят.

Автор: Фёдор КРЮКОВ