Дамбы не тонут. Утверждают строители моста на остров Русский

Минимальными потерями для одной из двух ведущихся во Владивостоке «строек века» – мостов на Чуркин и на Русский обернулся для строителей объектов саммита АТЭС-2012 «антикризисный» секвестр бюджетных расходов, который был проведён в марте правительством Ро

25 март 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2501 от 25 март 2009
b38e6f6dd4883d0a61a15d4489dcfb58.jpg

Минимальными потерями для одной из двух ведущихся во Владивостоке «строек века» – мостов на Чуркин и на Русский обернулся для строителей объектов саммита АТЭС-2012 «антикризисный» секвестр бюджетных расходов, который был проведён в марте правительством России. Из 33 млрд рублей, предусмотренных для мостового перехода через пролив Босфор-Восточный, сокращено 1,4 млрд руб., по словам строителей, преимущественно за счёт снижения цен на тройматериалы.

Об этом заявил представитель государственного заказчика, генеральный директор ФГУ ДСД «Владивосток» Игорь ЗУБАРЕВ в минувший понедельник в ходе проведённой в штабе стройки пресс-конференции.

В отличие от полутора миллиардов, уплывших от строителей из-за сокращения лимита бюджетных обязательств по расходам на подготовку к владивостокскому саммиту, никуда не «уплывают» насыпные островки под строительство двух 320-метровых пилонов – главных опор самой длинной в мире вантовой конструкции. Руководители строительства опровергли информацию о том, что дамба, а точнее, часть насыпной «петли» вокруг будущего пилона рядом с берегом мыса Назимова, уже дважды в течение марта «тонет», сползая по дну пролива Босфор-Восточный.

– Работы ведутся ниже уровня моря, в том числе методом обрушения перемычки. Верхняя часть насыпаемого конуса находится сейчас в четырёх метрах под водой при глубине 25 метров, то есть там, где и положено по проекту, – заявил Игорь Зубарев со ссылкой на данные специально проведённой подводной гидрогеологической съёмки.

Он не скрывал, что непосредственным поводом для созыва пресс-конференции стали опубликованные 19 марта одним из местных информагентств заявления доктора геолого-минералогических наук Бориса ПРЕОБРАЖЕНСКОГО о якобы допущенных генподрядчиком стройки (УСК «МОСТ») ошибках. Известный в крае географ и эколог заявил, в частности, что «дамба, отсыпку которой на мысе Назимова ведут строители моста на остров Русский, так и будет оползать в море», пока мостовики «не вобьют шпунты и сваи или не устроят вертикальный бетонный забор. Преображенский посетовал, что «у строителей нет опыта работы в морских условиях», строить на реках – совсем другое дело. Они, вероятно, не учли того, что камни, падающие на глинистое дно, сами собой не остановятся», – предположил Борис Преображенский.

В отличие от профессора строители не стали «переходить на личности» и уровень компетентности известного приморского учёного характеризовать не стали.

Вместо этого свою точку зрения на происходящее на дне пролива высказали инженеры-специалисты: заместитель генерального директора УСК «МОСТ» Николай РОГОВ и генеральный директор департамента по строительству во Владивостоке НПО «Мостовик» Анатолий ВОПИЛОВ.

Кроме инженерных выкладок и заверений в плановом характере исчезновения перемычки на насыпном островке журналистам предоставили прекрасную возможность увидеть на объекте своими глазами абсолютно всё. С моря показали уже поднявшиеся над водой сваи и насыпи у мыса Поспелова на Русском, а на суше, на площадке мыса Назимова, продемонстрировали уже отстроенные опоры эстакады и отсыпку на месте будущего вантового пилона, а также работающие арматурный цех и два бетонных завода с лабораторией.

Третий завод построен, но пока не введён в строй на мысе Поспелова, поэтому по пути к мысу Назимова судну с журналистами повстречался хорошо известный по своей работе на линии Владивосток – Славянка паром «Приморец»: он направлялся на Русский с двумя бетономешалками на борту.

Весь цемент, кстати, местного производства, поставляется на объект с заводов «Востокцемента». Инертные материалы и камень для отсыпки поставляются бутощебёночными заводами и карьерами Владивостока, посёлка Заводского и ЗАТО Фокино.


До 80 процентов от 1300 занятых в вахту рабочих – это также дальневосточные «ресурсы», как нас заверили. Хотя костяк трудового коллектива СК «МОСТ» составляют сибиряки-«бамовцы», работавшие в составе прославленного мостоотряда № 55. Только в последние годы они возвели мосты через реки Волгу (в районе Астрахани), Вятку и Зею.

А упрёки профессора Преображенского в «речной специализации» строителей Николай Рогов отмёл, рассказав об участии в проекте субподрядчика – сочинского НИС «Морские берега». В море была создана масштабная модель «островка безопасности» для 320-метрового пилона, на которой испытывались волновые нагрузки. Сооружение выдержит 6-метровую волну, корабельный навал и давление льда, разве что цунами способно ему повредить, уверен Николай Рогов. Применение бутового камня весом от полутора тонн позволяет избежать «уполаживания» при создании насыпи, а шеститонные бетонные гексабиты защищают при собственно строительстве, подчеркнул представитель НПО «Мостовик» Анатолий Вопилов. Проведённые «Морскими берегами» исследования показали, что «конструкция работает» и будет работать весь срок службы моста – не менее ста лет.

Величие моста на Русский с его 1100-метровым вантовым пролётом, как и объём работ, уже выполненных за последние полгода, безусловно, впечатляют. В нашем крае не строилось ничего подобного по размаху со времён создания порта Восточного и посадочной полосы для советского «шаттла» – «Бурана».

Технологии с тех пор существенно изменились: 240 тонн бетона в час производятся силами двух операторов и финского компьютерного оборудования. А так называемые обечайки, из которых собираются стальные трубы, загоняемые в грунт под буро-набивные сваи диаметром от одного до трёх метров, режутся из проката и изгибаются в кольца по командам от обычной «флэшки», которая задаёт программу компьютерному станку немецкого производства.

Однако «оппонент» у этой техники вкупе с мастерством мостостроителей тоже серьёзный – сложные природные условия. По словам Николая Рогова, за 170 рабочих дней штормовое предупреждение во Владивостоке объявлялось 64 раза, что ограничивало работу подъёмных механизмов. Температура воздуха ниже семи градусов мороза не позволяет использовать шаланды для отсыпки дамбы с моря, поэтому нетрадиционно большая нагрузка легла на сухопутные самосвалы.

Другая особенность этой стройки – предельно сжатые сроки на проектирование и подготовительные работы. Обычно на это требуется от полугода до полутора лет, но, по словам Рогова, строительство и предварительный этап были практически совмещены по времени.

В отличие от погоды финансовый климат строительства вполне благоприятен, считает госзаказчик в лице директора ФГУ ДСД «Владивосток» Игоря Зубарева. Генподрядчик получил в срок все необходимые авансы, на счетах почти семь миллиардов рублей, в ближайшее время финансирование будет увеличено, но и без того денег вполне достаточно. Закончены работы по буронабивным сваям для 16 эстакадных опор и шести мостовым, на днях, по его словам, начнутся работы на пилонных опорах, в том числе на мысе Поспелова.

Некоторое отставание в силу обстоятельств всё же наблюдается, но к июлю-августу этого года «будем в графике», пообещал Зубарев. Он также не исключил, что по заявлениям Бориса Преображенского будет подано заявление в суд.

– Мы работаем в дружбе и согласии с природой и экологией, – подытожил представитель генподрядчика Николай Рогов.

Автор: Александр Карташов Анисимович