Нарушение и наказание, или За что выдворили раввина Силберштейна из России

25 февраля Приморский краевой суд оставил без удовлетворения жалобу раввина Исраэля СИЛБЕРШТЕЙНА на постановление Первореченского суда от 11 февраля 2008 года. Упомянутое постановление, согласно которому гражданину США Силберштейну было назначено наказани

19 март 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2498 от 19 март 2009
c437cc7b73a1c8e54361157424e7fab2.jpg

25 февраля Приморский краевой суд оставил без удовлетворения жалобу раввина Исраэля СИЛБЕРШТЕЙНА на постановление Первореченского суда от 11 февраля 2008 года. Упомянутое постановление, согласно которому гражданину США Силберштейну было назначено наказание в виде 2000 рублей административного штрафа с выдворением из России за «несоответствие заявленной цели въезда в РФ фактически осуществляемой деятельности» (ч. 2 статьи 18.8 Административного кодекса), оставлено без изменения. Раввину запрещён въезд в Россию в течение пяти лет.

Еврейские организации оказались крайне недовольны столь жёстким вердиктом и намерены пройти все имеющиеся на планете судебные инстанции. Однако морально они готовы к тому, что раввина в Приморье в течение какого-то времени не будет вообще.

Негостеприимный город

Приморским последователям иудаизма и до этого выдворения не слишком везло. Только в 2004 году местной общине вернули здание синагоги на улице Прапорщика Комарова, построенной ещё в начале ХХ века. Ремонтно-реставрационные работы затянулись, а на стенах синагоги (расположенной, к слову, прямо напротив управления ФСБ) то и дело появлялись оставленные неизвестными свастики.

Новые надежды приморские иудеи связывали с прибывшим из США раввином Исраэлем Силберштейном. Молодой, активный раввин сразу включился в работу: во Владивостоке стали регулярно отмечаться все еврейские праздники, заработали еврейская школа и летний лагерь. Силберштейн патронировал начавшийся процесс восстановления Владивостокской синагоги, на 2009 год планировал расширение круга программ для детей, подростков и молодёжи.

Осенью прошлого года у раввина начались проблемы. В ноябре на Исраэля Силберштейна было совершено нападение во дворе дома № 90 на Океанском проспекте, где он проживал. Неизвестный нанёс раввину несколько ударов в лицо, отобрал сумку с ноутбуком и скрылся. Сам раввин объяснил нападение обычным грабежом, не связывая его с какими-либо политическими или религиозными причинами.

Вскоре Силберштейном заинтересовались органы госвласти: приморское управление Минюста РФ в ходе плановой проверки выявило нарушение. Как оказалось, деятельность Силберштейна во Владивостоке не соответствовала полученной им визе. Он прибыл из-за рубежа по приглашению фонда «Возрождённая синагога» для осуществления культурных связей, получив соответствующую «культурную» визу. Однако, как было установлено в ходе проверки, де-факто Силберштейн, назначенный главным раввином «Еврейского религиозно-культурного общинного центра Владивостока», занимался религиозной деятельностью, чем и нарушил режим пребывания в РФ. В суд соответствующие материалы направило Управление Федеральной миграционной службы по Приморскому краю. Как было установлено, вышеупомянутый общинный центр является религиозной организацией, что отражено в уставе, а главный раввин выступает в роли «религиозного руководителя и наставника общины». Суд решил, что Силберштейн «имел возможность непосредственно участвовать в деятельности религиозной организации в качестве религиозного руководителя и фактически участвовал в её деятельности не в качестве частного лица». Также установлено, что раввин «организовывал праздники, службы по субботам с чтением Торы», читал молитвы на похоронах и т. п.

Виза – дело тонкое

Решение о наложении административного штрафа и высылке раввина из России принял 11 февраля суд Первореченского района Владивостока. Федерация еврейских общин России сразу же заявила о своём намерении воспользоваться правом на апелляцию. Однако вторая инстанция оставила жалобу без удовлетворения. В тот же день Исраэль Силберштейн покинул территорию РФ.

Ряд СМИ сообщили со ссылкой на представителя УФМС о том, что Исраэль Силберштейн в 2007 году уже был оштрафован за такое же нарушение, то есть стал своего рода «рецидивистом», чем, мол, и объясняется строгость принятого теперь решения.

Некоторые наблюдатели связали выдворение Силберштейна из Владивостока с осенним ограблением, по которому, кстати, никаких дополнительных новостей так и не появилось: «мало ли что содержалось в том ноутбуке и куда он попал». Не был ли, к примеру, раввин по совместительству агентом зарубежной разведки и не явилось ли февральское судебное решение способом избавиться от нежелательного иностранца, не поднимая шума? В правоохранительных органах такую версию, как и следовало ожидать, не подтверждают: нарушение миграционного законодательства налицо, суд принял соответствующее решение, комментировать нечего. В Федеральной миграционной службе считают, что никакой политики и тем более религиозной дискриминации в «деле Силберштейна» нет: закон должен быть единым для всех. В еврейской общине Владивостока «шпионскую версию» также отвергли, считая выдворение простым недоразумением: «Исраэль Силберштейн с юности посвятил себя религии, политикой не интересовался вообще, даже телевизор не смотрел. Во Владивостоке он толком не ориентировался, автомобиля не имел, кроме того, он плохо владеет русским языком». Действительно, не самый подходящий для разведчика типаж.

Еврейская община Владивостока не ждала столь сурового наказания. «25 февраля мы были в настоящем шоке. Считаем, что столь жёсткое решение суда, целиком положившегося на оценку УФМС, вызвано непониманием сути вопроса и непривлечением к рассмотрению дела квалифицированных экспертов в области религиоведения, – заявили «В» в Совете общины. – Исполнение раввинских обязанностей относится именно к культурной, образовательной и просветительской деятельности. Строго говоря, раввин в еврейском обществе – даже не священник. Это староста, человек, который занимается как духовными, так и хозяйственными делами, толкует Тору. Он не мог организовывать молитвы – евреи молятся сами, а присутствие Силберштейна на собраниях было его личным делом. Собрания как проходили до Силберштейна, так проходят и сейчас».

Возникает естественный вопрос: а что мешало раввину въехать в Россию по «религиозной» визе и не иметь никаких проблем с законом?

Сейчас Силберштейн находится за границей. 3 марта его защитой в Приморский краевой суд направлена жалоба, которая в порядке надзора должна быть рассмотрена в течение месяца. Соратники Силберштейна обещают дойти до Европейского суда. Они надеются, что у европейских судей окажется иное мнение по поводу того, где заканчивается культура и начинается религия.

Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»