От «чудо-тёрки» до автобуса

Нине ЗАБЕГАЕВОЙ, специалисту по вопросам защиты прав потребителей департамента лицензирования администрации Приморского края, скучать в течение того часа, что она дежурила у телефона в редакции «В», не приходилось. Тема прав потребителя, как показывает оп

19 март 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2498 от 19 март 2009
a49b139d98213196fa0e4f5c74f7d086.jpg


Нине ЗАБЕГАЕВОЙ, специалисту по вопросам защиты прав потребителей департамента лицензирования администрации Приморского края, скучать в течение того часа, что она дежурила у телефона в редакции «В», не приходилось. Тема прав потребителя, как показывает опыт, по-прежнему остаётся актуальной, волнующей многих. А потому и звонки шли один за другим.

Осторожнее с дистанционной торговлей!

- Татьяна Андреевна вас беспокоит. Заказала я по каталогу чудо-тёрку. Стала пользоваться, а она почти мгновенно затупилась. Как вы думаете, смогу ли я получить деньги обратно?

- Если в товаре, приобретённом дистанционным способом, выявлены недостатки, то вы вправе согласно статье 18 закона «О защите прав потребителей» заменить его на качественный или потребовать возврата уплаченной суммы.

* * *

- Илья Семёнович меня зовут. Купила мне дочка по Интернету аппарат медицинский – чтобы дышать правильно. Когда узнал, сколько она за него заплатила, мне аж плохо стало! У нас в магазине «Медтехника» он вдвое дешевле! Можем ли мы вернуть аппарат?

- Нет, не можете. Согласно закону потребитель не может отказаться от товара надлежащего качества, если он имеет индивидуально-определённые свойства, а таковыми обладают почти все медицинские приборы…

~~Совет
В законе о защите прав потребителей в статье по поводу дистанционного способа продажи товаров говорится, что продавец ещё до заключения договора купли-продажи должен в письменном виде предоставить потенциальному покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе продавца, о месте изготовления товара, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества. Если эту информацию вам не предоставляют, подумайте, стоит ли покупать кота в мешке, да ещё дистанционно.~~

Коварные «техники продаж»

- Я купил машину в прошлом году. Решил заменить масло. В магазине, где я покупал масло, мне посоветовали купить присадку. Масло мне заменили на станции техобслуживания, ну и присадку я тоже использовал. А через 1000 километров двигатель стал стучать. Оказалось, маслоприёмник забит эмульсией. Мне механик сказал: присадка свернулась, в ней причина. И что двигатель ремонтировать нет смысла, надо новый ставить… Пошёл я в магазин, а они: это не к нам, это к производителю, и вообще – приходите с актом экспертизы.

- Насчёт экспертизы в магазине абсолютно правы. Вам нужно обратиться или в Торгово-промышленную палату, или в бюро судебных экспертиз на Партизанский проспект, 28а. Если экспертиза подтвердит, что всё дело в некачественной присадке, вы можете предъявлять претензию магазину и требовать компенсацию ущерба, в том числе расходов на экспертизу. Обязательно ещё необходим чек.

* * *

- Галина Александровна вам звонит. Вечером 7 марта в магазине рядом с домом я увидела симпатичное платье. И купила себе подарок, правда, не примеряя, потому что у меня рука травмирована. Принесла домой, стала мерить – а от платья-то пахнет духами и, простите, подмышками… Выходит, оно ношеное! Утром я с этим платьем побежала в магазин. Что было! Продавцы все собрались, стали говорить, что это я его носила… Денег не вернули мне, платье не приняли назад.

- Берите чек, идите в отделение Роспотребнадзора по Приморскому краю. Пишите заявление с указанием полного наименования ЧП, продавец которого продала вам платье. Эти сведения вы можете прочесть на чеке, там указано название ЧП. А в магазине должен быть уголок покупателя, где вся информация представлена. Думаю, свои деньги вы вернёте.

* * *

- У нас супермаркет рядом с домом, и там проходы между стеллажами с товаром ужасно узкие, двоим не разойтись. Я нечаянно сумочкой задела бутылку с вином на полке, она упала и разбилась. Администратор потребовала заплатить за это вино… Я растерялась, заплатила… А теперь думаю: правильно ли сделала?

- Вопрос спорный. По Гражданскому кодексу риск гибели товара лежит на его собственнике. С другой стороны, сложно доказать, что владелец магазина нарушил нормативы, сделав проходы слишком узкими. Я бы вот что рекомендовала. Составить акт о повреждении. Сохранить чек, который вам выдадут – в уплату за испорченный товар. С чеком и актом идти в Роспотребнадзор.

* * *

- Пришёл в магазин бытовой техники за блендером. На ценнике на полке значилось, что он стоит 2800 рублей. А на кассе оказалось, что 3200! Я стал возмущаться, подошёл администратор и стал говорить, что это кодировщики ошиблись, потом – что просто не успели снять старый ценник… Я стал требовать, чтобы блендер мне продали по той цене, которая указана на ценнике. Но администратор отказался, и мне пришлось уйти без покупки. Был ли я прав?

- Да, были. Прямого нормативного акта, обязывающего продавца продать товар по той цене, что указана в торговом зале, не существует. Но есть статья 10, например, в которой говорится, что продавец обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о товаре. В Правилах продажи отдельных товаров говорится, что подробная и достоверная информация в обязательном порядке должна содержать цену и условия приобретения товара. Кроме того, там же сказано, что продавец обязан обеспечить наличие в торговом зале единообразных и чётко оформленных ценников с указанием в том числе цены товара. В случае отказа продавца продать товар по той цене, которая значится на ценнике, вы можете сфотографировать ценник (или заручиться показаниями свидетелей), зафиксировать цену, пробитую на кассе, написать претензию в книгу жалоб и предложений и обратиться в Роспотребнадзор. На продавца будут наложены штрафные санкции…

~~Кстати
Расхождение стоимости товара (от указанной в ценнике до той, которая пробивается на кассе) – один из «хитрых психологических приёмов техники продаж». Считается, что покупателю будет неловко отказаться от покупки, показать себя человеком, для которого «какие-то 200 рублей» - проблема. Довольно много покупателей, кстати, попадаются на эту удочку. Так что, отправляясь в магазин, будьте бдительны! Не вы обязаны что-то покупать, а продавец обязан честно торговать!~~

Это печальное слово - ЖКХ

- Раньше наш дом обслуживался – и договор у нас заключён! – одной управляющей компанией, а сейчас вдруг в ящики стали бросать жировки сразу от двух – той, что раньше была, и какой-то новой. Говорят, что, дескать, в доме было собрание, участники которого решили заключить договор с новой УК. Я про это собрание не слышала, опросила соседей – тоже не знают ничего. А потом на подъезде появилось объявление, мол, если вы не расторгнете срочно договоры со старой УК, то вам придётся платить дважды… Что делать?

- Во-первых, обратиться в ту управляющую компанию, с которой у вас заключён договор, к юристу. Узнать, что эта компания намерена предпринимать в отношении вашего дома. Если вам скажут, что договор с вами будет расторгнут, можете идти в другую УК. Кроме того, УК, которая претендует на обслуживание вашего дома, должна иметь протокол собрания, которое состоялось в вашем доме, с подписями. И я бы рекомендовала вам обратиться в управление жилищного хозяйства Владивостока на Ильичёва, 15, чтобы понять ситуацию.

- Мы живём в доме по адресу Луговая, 59. Вода из горячего крана у нас идёт ужасная – вонючая, грязная, ржавая!

- Вам нужно обратиться письменно в Роспотребнадзор на Сельскую, 3. Изложите свою проблему, к вам придёт комиссия, даст ответ, соответствует вода нормам или нет…

- Да я туда уже звонила…

- Звонили – это не считается. Без письменного обращения результатов вы не добьётесь.

* * *

- Вас Смоляниново беспокоит. Екатерина Васильевна меня зовут. Нам управляющая компания присылает квитанции на оплату содержания жилья. И цены всё больше! А услуга эта не оказывается совсем! Мы не платим за неё, конечно. А компания на нас в суд подала и суд выиграла! Да это что ж такое, у нас в подъезде грязь – ужас!

- А вы не удивляйтесь. Нельзя «просто не платить», чего-то там вычёркивать в квитанции. Нужно действовать законно! Конечно, управляющая компания выиграет суд, если вы не можете доказать свою позицию. Ведь в понятие «содержание жилья» входит не только уборка мест общего пользования. Это и содержание кровли, и внутридомовые инженерные системы, и фасадные работы, и опрессовка, и многое другое.

Если вы считаете, что услуга «содержание мест общего пользования» оказывается вам некачественно, вам нужно вместе с жильцами вашего дома составлять акты – если в подъезде не убирают месяцами, например. И обращаться сначала в УК, а потом в суд.

- Да мы даже ремонт сами делали, а они говорят: а вы предъявите чеки!

- Правильно говорят. Если вы сами белили и красили в подъезде, собирайте все чеки на краску, на известь, пишите заявление с требованием компенсации. Обращайтесь с запросом в государственную жилищную инспекцию по адресу: Владивосток, Алеутская, 16.

Право – понятие широкое

- Кто контролирует водителей городских автобусов? Они ведь никому не выдают билеты! Это значит, что деньги кладут просто себе в карман!

- Запишите адрес для письменного обращения: улица Толстого, 45, управление Госавтонадзора по Приморскому краю…

- Писать заявление надо?

- Конечно. Нужно написать заявление, указать маршрут, на котором водители нарушают…

- Ясно. Это бесполезно. Вот так начинается коррупция! А вы бездействуете!

- Но чтобы начать действовать, мы должны иметь заявление…

- Глупости всё это! Никто ничего делать не будет!

- Вы не правы. По закону все проверки осуществляются только при наличии письменных обращений граждан. Просто так выйти на проверку ни один орган госнадзора права не имеет, его прокуратура тут же остановит. А вот если есть заявление, собственника автобусов оштрафуют, а это действенная мера…

* * *

- Я – Александр Моисеевич. Скажите, пожалуйста, а имеем ли мы право на тишину? Я пожилой человек, 82 года, а у нас в доме один деятель делает ремонт, так грохот такой… Покоя нет весь день…

- В правилах пользования жилыми помещениями написано, что с 23 до 7 утра всякие шумы запрещены. А что касается уровня шума, то к вам по письменному заявлению могут прийти специалисты Роспотребнадзора и замерить уровень шума. Если он превышает допустимые нормы, будут приняты меры.

* * *

- Я пенсионерка, иногда подрабатываю продажей газет, торгую, как правило, у входа на рынок. В последнее время ко мне стал подходить администратор и требовать, чтобы я тут не стояла и что я должна купить какую-то лицензию на торговлю на рынке…

- Вообще-то никакой лицензии на торговлю газетами приобретать не требуется, этот вид деятельности не лицензируется. С другой стороны, реализация любых товаров по правилам осуществляется только на территориях рынков или торговых зон, а вот торговля вдоль дорог, за воротами рынка и так далее запрещена. Возможно, именно в этом и состоит суть претензий администратора рынка – ведь, как вы сами сказали, вы стоите за воротами рынка. За это, кстати, администрацию рынка наказывают.

- Ну я же никого не трогаю, просто хожу и предлагаю газеты…

- Если на территории рынка – пожалуйста, по согласованию с администрацией.

~~Комментарий специалиста
- Звонки, поступившие на эту «Прямую линию», - говорит Нина Геннадьевна, - очень ярко иллюстрируют положение дел в области прав потребителей. Помните, ещё три года назад сплошь шли жалобы на нарушения на рынках, например? Эту ситуацию удалось переломить. Сегодня нарушений не то чтобы стало меньше, просто они стали не такими явными, качественно, можно сказать, изменились. И сегодня активная позиция потребителя, его готовность защищать свои права, его бдительность имеют первостепенное значение!~~

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ