Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Закон

«Дальзавод» не будут продавать «в розницу»

Процедура внешнего управления, введённая семь лет назад в отношении ОАО «Холдинговая компания «Дальзавод», завершилась. Увы, не с тем результатом, на который поначалу рассчитывали власти, кредиторы и сами корабелы. Вытащить компанию из долговой пропасти и
«Дальзавод» не будут продавать «в розницу»


Процедура внешнего управления, введённая семь лет назад в отношении ОАО «Холдинговая компания «Дальзавод», завершилась. Увы, не с тем результатом, на который поначалу рассчитывали власти, кредиторы и сами корабелы. Вытащить компанию из долговой пропасти и сделать производство рентабельным не удалось. Более того, убыточность предприятия по сравнению с 2002 годом выросла на 21 процент.

Терпеть такое положение дальше не пожелали даже в правительстве РФ, которое ранее включило «Дальзавод» в реестр стратегических предприятий, требующих особой заботы государства, а позднее - в состав Объединённой судостроительной корпорации, призванной возродить судостроительную отрасль.

2 марта состоялось заседание правительственной комиссии по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций. Там вниманию чиновников и специалистов было представлено заключение Министерства промышленности и торговли России, составленное на основании анализа результатов внешнего управления ОАО «ХК «Дальзавод». (Минпромторг является федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов.) Главный посыл документа: приморское предприятие не в состоянии обеспечить исполнение долговых обязательств за счёт доходов от производственной деятельности. И рекомендация: считать целесообразным открытие в отношении акционерного общества конкурсного производства при условии «надлежащего обеспечения интересов Российской Федерации как государственного заказчика и основного кредитора».

Поскольку принятие решения об открытии конкурсного производства относится к компетенции арбитражного суда, Минпромторг письмом от 10 марта 2009 года информировал о своей позиции Арбитражный суд Приморского края, в производстве которого находится дело о банкротстве «Дальзавода».

Вообще-то вопрос смены банкротной процедуры следовало инициировать собранию кредиторов ОАО. К сожалению, две попытки проведения форума с такой повесткой (26 декабря 2008 года и 12 января 2009 года) закончились провалом: общий подход так и не был сформулирован. Раздрай произошёл, видимо, по линии Артура БЗАЕВА, внешнего управляющего ОАО, который ратовал за продление ещё на год именно процедуры внешнего управления. Явно не содействовала сплочению кредиторов и выжидательная позиция, занятая уполномоченным органом – Федеральной налоговой службой. Между тем установленный судом срок процедуры внешнего управления истёк 10 января 2009 года...

В подобных ситуациях (когда сроки истекли, а кредиторы не пришли к согласию по поводу дальнейших действий) закон обязывает служителей Фемиды самостоятельно решить вопрос о признании должника банкротом. Что и было сделано 11 марта.

Судебная коллегия под председательством Аллы ФИЛАТОВОЙ досконально исследовала отчёт внешнего управляющего. Сам автор документа отсутствовал в связи с заболеванием и отъездом на лечение за пределы Приморского края. Перед этим г-н Бзаев обратился в суд с ходатайством о добровольном сложении обязанностей внешнего управляющего. Ходатайство было рассмотрено и удовлетворено.

Картина произошедшего с «Дальзаводом», нарисованная в отчёте и других документах, почти не внушает оптимизма. «Почти», потому что коллектив предприятия пробовал выбраться из экономической трясины, а иногда даже добивался успехов. Так, за семь минувших лет построено около 40 единиц маломерного флота, произведён ремонт сотен военных и гражданских судов. В 2007 году выпуск товарной продукции превысил аналогичный показатель 2001 года в 13,7 раза! К сожалению, недостаточный объём оборонного госзаказа не позволил полностью загрузить производственные мощности и выйти на рентабельный уровень. Из года в год предприятие терпит многомиллионные убытки. Общая же задолженность перед бюджетом и кредиторами составляет на сегодня около двух миллиардов рублей. Погасить долги за счёт реализации готовой продукции, по оценкам специалистов, уже невозможно.

Радикальный выход из подобной ситуации предусмотрен законом о банкротстве: объявление должника несостоятельным и открытие в отношении него конкурсного производства. Цель этой процедуры – соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счёт имущества разорившегося предприятия. Однако в случае с «Дальзаводом» не стоит ожидать дешёвой распродажи «в розницу» цехов, причалов, доков. Поскольку предприятие относится к стратегическим, то и порядок реализации его имущества особый. Во-первых, оно не может продаваться по частям, а только единым комплексом. Во-вторых, новый собственник будет обязан сохранить основной профиль деятельности «Дальзавода» – военное и гражданское судостроение. И в-третьих, преимущественным правом выкупа наделено государство. Вполне возможно, государство воспользуется своим правом, учитывая, что при создании Объединённой судостроительной корпорации оно уже вложило 20 процентов принадлежащих ему акций «Дальзавода» в уставный капитал дочернего ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта». Для коллектива предприятия-банкрота особенно важно, что при смене собственника сохраняют силу трудовые договоры, ранее заключённые с работниками.

Взвесив все обстоятельства, связанные с делом «Дальзавода», Арбитражный суд Приморского края вынес решение о признании акционерного общества банкротом. В отношении оборонного предприятия введена процедура конкурсного производства сроком на один год. Временно исполняющим обязанности руководителя должника назначен Александр ЧАВЫЧАЛОВ. Вопрос об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего на «постоянной основе» будет рассмотрен судом 2 апреля.

Автор : Сергей Акулич

comments powered by Disqus
В этом номере:
Дорожное движение в нужном направлении
Дорожное движение в нужном направлении

В целом владивостокцы довольны автобусными перевозками в городе. Это показала рабочая поездка главы Владивостока Игоря ПУШКАРЁВА по проверке работы общественного транспорта. Игорь Сергеевич побывал на двух крупных транспортных узлах – автобусных остановка

Умов палата

Минувший понедельник выдался по-хорошему тяжёлым для комитета по местному самоуправлению, правопорядку и законности Думы Владивостока: более трёх часов депутаты знакомились с кандидатами в члены Молодёжной палаты при думе, изучали материалы, представленны

Гражданин, туда не ходи!
Гражданин, туда не ходи!

Хорошая штука – фуникулёр: туда-сюда-обратно, быстро, удобно, с видом на Золотой Рог. Но если на нижней «станции», у ДВГТУ, пешеходу есть куда податься, то на верхней – хоть плачь. Здесь плотным потоком идёт автотранспорт, а «безлошадному» горожанину прих

Люди подземелья
Люди подземелья

На «Прямую линию», посвящённую бомжам, сами «герои», понятное дело, в редакцию не звонили. Зато активны были читатели «В», которые в силу жизненных обстоятельств оказались рядом с лицами без определённого места жительства. Почему проблема бомжей стала их

Скидки на полёты наяву

Премьер-министр Владимир ПУТИН подписал постановление о выделении средств на оказание помощи дальневосточникам при покупке авиационных билетов. В соответствии с документом воспользоваться правом на скидки для полётов в западные регионы страны смогут студе

Последние номера