Выбраться из рабства

Сидящие в подземных переходах попрошайки – кто они, тунеядцы или жертвы суровых обстоятельств? По большей части это рабы, помогающие своим хозяевам обогащаться, в этом убеждена Светлана Баженова, директор автономной некоммерческой организации «Дальневосто

20 февр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2485 от 20 февр. 2009
fd1e9638cddfb07df113bfb8e49d0eae.jpg

Сидящие в подземных переходах попрошайки – кто они, тунеядцы или жертвы суровых обстоятельств? По большей части это рабы, помогающие своим хозяевам обогащаться, в этом убеждена Светлана Баженова, директор автономной некоммерческой организации «Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнёрства».

По утверждению Светланы Куприяновны, в группе риска находятся сейчас дети, особенно из детдомов и асоциальных семей; молодёжь – девушки, за которыми целенаправленно охотятся, и юноши, стремящиеся к красивой обеспеченной жизни; люди среднего возраста, поехавшие в неизвестность за мифическими благами; даже пенсионеры, понадеявшиеся, что в другой стране вода чище и солнце ярче. Ушлые «предприниматели» зарабатывают на них огромные деньги. И эта проблема стала настолько серьёзной, что её признало всё мировое сообщество. Одной профилактической работы уже мало, никакие статьи в газетах, раздаваемые на улицах брошюры не спасут людей от необдуманных поступков просто потому, что стремление изменить жизнь характерно для большинства из нас. О том, что это может быть опасно, поначалу мало кто задумывается. А потом… Потом бывает просто невозможно выбраться из неволи – месяцы и годы люди проводят в борделях или на луковых полях, на строительстве чьих-то хором или в беспросветных условиях какого-нибудь маленького завода, где могут сутками обжигать кирпичи за миску похлёбки. Они становятся бесправными – без документов, без надежды на медицинскую помощь. Пропадают, умирают, редко кому удаётся сбежать. А если и сбежит, куда обратиться, до кого докричаться?

Побывавшему рабом необходима помощь, сам он к нормальной жизни вернуться не в состоянии. Но нужна помощь и правоохранительным органам – чтобы жертвы, поборов страх, стали с ними сотрудничать, чтобы давали показания и преступления раскрывались. Поэтому на днях в краевом центре был открыт первый на Дальнем Востоке Центр по оказанию помощи и реабилитации для жертв торговли людьми. Это действительно значимое событие, ведь подобный центр пока есть только в Москве, скоро откроется такой же в Казани. И всё. Этого катастрофически мало для тысяч современных рабов.

Такая типичная история…

Для каждого человека, попавшего в рабство, его ситуация уникальна. Это его боль, его страдание и отчаяние. Но в целом для общества картина складывается достаточно типичная. В частности, это касается сексуального рабства.

– Я жила в Узбекистане, в маленьком посёлке, – рассказывает черноглазая девушка. – Мы были очень бедные…

Много таких полунищих семей довелось мне видеть и в Приморском крае. Куча детей, которым добрые люди отдают старые вещи, пьяница-отец, опустившая руки мать. Вот эта асоциальная прослойка и поставляет нередко сексуальных рабынь. «Однажды к моему отцу, который уже успел изрядно выпить, зашёл незнакомый мужчина. Он предложил устроить меня на работу в большом российском городе. Папа быстро согласился, ведь ему предложили за меня деньги».

Эту почти ещё девочку, которой только-только исполнилось 15, повезли на другой «край света». Длинная дорога ей даже понравилась, ведь она ни разу не выезжала из родного посёлка. Да и относился дядя Паша к ней по-доброму. В конце концов привёз в какой-то большой красивый дом и сказал: «Ты будешь здесь работать».

Сначала девочку определили в прислуги. Она привычно убирала, стирала, кормила собак. Еда была хорошая, «кровать отдельная», хоть и в чулане. Девчушка поправилась, похорошела. Правда, долго хозяин ждать не стал… «Он приходил ко мне каждую ночь, – рассказывает, – а потом начал присылать своих друзей».

Из «хором» ей удалось вырваться чудом. Не было денег, документов, она не представляла, как добраться домой. К счастью, нашлись добрые люди, которые отвели её в инспекцию по делам несовершеннолетних. Но вряд ли она когда-нибудь забудет своё многомесячное рабство.

Возвращение к жизни


Ни одно государство не в состоянии полностью взять на себя заботу о людях, попавших в рабство. Поэтому во всех странах эта работа ведётся в содружестве с некоммерческими и международными организациями. Центру выделили помещение, а на его ремонт, закупку оборудования и инвентаря были привлечены «международные ресурсы».

О том, где находится это новое учреждение, говорить, естественно, нельзя. Иначе убежищем в прямом смысле оно не будет. Но журналистам показали уютные комнаты, рассчитанные на трёх человек, с яркими паласами, красивым постельным бельём на кроватях, кухню, в которой есть и микроволновка, и холодильник, и стиральная машина, просторную комнату отдыха с большим телевизором.

Пришедшие на «новоселье» российские и иностранные гости говорили об уникальности центра для России, о большой работе, проделанной многими людьми, о символичном сотрудничестве представителей разных стран.

Скоро здесь появятся жильцы. Пострадавших от работорговцев хватает. Жертвам нужно только позвонить по телефону +7 902 505 5554, объяснить свою ситуацию. Кто-то доберётся до убежища сам, за кем-то приедут, некоторых привезут милиционеры, других – работники отделов соцзащиты населения. Главное – объявиться. Информации теперь станет ещё больше, будут распространяться брошюры, листовки, телефон «Горячей линии» можно будет узнать и в правоохранительных органах, и в больницах, и в отделах соцзащиты населения. Светлана Баженова уже даже в некоторых наших консульствах за рубежом договорилась: сумеют люди вырваться из рабства – их свяжут с центром. Кстати, оказавшиеся в критической ситуации за границей наши соотечественники, даже добравшись до посольства, порой не могут выбраться домой – средств на это у официальных представителей страны нет. Центр же сможет помочь – сотрудники свяжутся с родственниками, друзьями, при острой необходимости найдут деньги на дорогу.

А что потом? Пострадавший человек около месяца, при необходимости и дольше, будет находиться под опекой. Ему помогут восстановить утраченные документы, окажут медицинскую и психологическую помощь, даже оденут. С работой тоже помогут, как и с возвращением в родной город, ведь многие вовсе не по своей воле оказываются на Дальнем Востоке. Как говорит Светлана Куприяновна, «мы должны помочь человеку вернуться в жизнь».

…Красную ленточку у входа в центр перерезали заместитель начальника управления по координации правоохранительной деятельности администрации края Лилия Гончарук, генеральный консул США во Владивостоке Томас Армбрустер и директор учреждения социального обслуживания населения с длинным названием ГУСО ПСЦОН ПК Виктор Логачёв. Скоро здесь появятся первые «клиенты». Но их пребывание в центре будет засекречено, ведь это тот случай, когда люди нуждаются в строгой охране.

~~Кстати…
С одной стороны, Россия – страна, из которой вывозят людей для преступной эксплуатации за рубежом, с другой – у нас эксплуатируется труд нелегальных мигрантов. В Приморском крае давно ведётся активная работа по противодействию этому явлению. Правоохранительные органы Приморья одними из первых в стране раскрыли международную преступную группировку, наладившую поставку в край девушек из республик Средней Азии.~~

Автор: Галина Кушнарева Михайловна