Был миротворцем на войне

Николай РОМАНОВ в 1983 году приехал в Афганистан в качестве советника. Выпускник ДВВИМУ, поработавший на флоте на комсомольской и партийной работе, он, можно сказать, прямо с борта вертолёта «окунулся» (жара порой зашкаливала за 40 градусов) в жаркие и

13 февр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2481 от 13 февр. 2009
066e3b4255b221fec92ae8d038600370.jpg


Николай РОМАНОВ в 1983 году приехал в Афганистан в качестве советника. Выпускник ДВВИМУ, поработавший на флоте на комсомольской и партийной работе, он, можно сказать, прямо с борта вертолёта «окунулся» (жара порой зашкаливала за 40 градусов) в жаркие и тревожные будни этой мусульманской страны.

Работа советника предполагала тонкое дипломатическое воздействие на партийных лидеров афганской политической элиты. При случае афганские партийные вожди проявляли амбиции и норовили вступить в споры, нарушая хрупкий паритет политических сил в стране. Это грозило обернуться крупным военным конфликтом, и задача наших гражданских советников заключалась в сохранении мира.

В стране действовали более 30 боевых отрядов, враждующих между собой партий, которые воевали против правительственных войск и милиции, русских «шурави». Отряды ДИРА – Движение исламских революционеров Афганистана, ИПА – Исламская партия Афганистана, ИОА – Исламское общество Афганистана - и просто вооружённые группы горских племён регулярно через ущелья пробирались к Кабулу, Джелалабаду, Кандагару, Герату и другим крупным городам, спускались на равнины и стремились воспрепятствовать нормализации мирной жизни афганского населения. Всем им давали достойный отпор воины афганской армии и милиции, российского контингента, но были и потери, чаще всего это случалось вследствие беспечности, подрывов техники и душманских засад на горных дорогах.

- С утра мы носили под одеждой пистолет, а когда начинало смеркаться, брали в руки надёжный автомат. Тому были причины. Местные жители и пришедшие с гор представители разных племён могли с восторгом участвовать в митингах, толкаться на рынках, а вечером выстрелить тебе в спину. На дорогах существовала угроза минирования, особенно много попадалось мин итальянского производства, Так что при поездках безопасней всего было на танковой броне, - вспоминает Николай Романов.

Помимо выполнения дипломатической миссии и вопросов оказания помощи в вопросах партийного строительства афганцам Николаю Романову приходилось участвовать и в боевых операциях, а их за двадцать месяцев работы на афганской земле было восемь.

Тяжёлое это было время, почти все советники переболели малярией. Изнуряющая жара, слепящее солнце и песчаные ветры подрывали здоровье.

Орден Дружбы народов, несколько медалей и благодарственное письмо правительства Афганистана – так был оценён вклад советника Николая Романова в российско-афганские отношения. Но были и две пули, выпущенные из английской винтовки в окно его комнаты из-за глиняного дувала.

Вернувшись во Владивосток, Николай Григорьевич Романов поступил на службу в УВД Приморского края. В звании полковника ушёл на пенсию. А в эти дни вместе с другими «афганцами» отмечает 20-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана.

Автор: Михаил ЧУРКИН