Удэгейская легенда в гостях у индийской

В понедельник наш земляк - старший государственный инспектор национального парка «Удэгейская легенда» Валерий КУЗЬМИН и его коллега из службы по охране животного мира и особо охраняемым территориям Хабаровского края Николай АНДРЕЕВ прилетели из Индии. Нес

5 февр. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2476 от 5 февр. 2009


В понедельник наш земляк - старший государственный инспектор национального парка «Удэгейская легенда» Валерий КУЗЬМИН и его коллега из службы по охране животного мира и особо охраняемым территориям Хабаровского края Николай АНДРЕЕВ прилетели из Индии. Несмотря на утомительный перелёт - только в воздухе они находились 15 часов, Валерий Викторович поделился своими впечатлениями о поездке.

Тигриными тропами

- Это была моя первая зарубежная командировка, - начал он. – В Дели нас встретили представители фирмы и переводчик Саши (ударение на второй слог) - студент университета имени Джавахарлала Неру. Наш гид посвятил себя изучению русской классической литературы и мечтает побывать в России.

В столице путешественники задержались ненадолго и вскоре направились к главной цели своего вояжа – в национальные парки Рантхамбор и Раджайн. Оба находятся в северной части страны, куда и добирались поездом.

- Хочу опровергнуть сложившийся стереотип, что все индусы со своими котомками путешествуют исключительно на крышах вагонов, - улыбаясь, произнёс Валерий Кузьмин. - По крайней мере, мы ехали в плацкартном вагоне. В поезде индусы всё время предлагали чай и кофе и тем самым не давали спать. По железной дороге прибыли в посёлок Саваи Мадхопур (штат Раджастхан). Здесь собираются туристы со всего мира.

Сели в джип и отправились по избранному пути. В это время года стояла жара, а по местным меркам – «жуткий» холод, когда температура днём достигает отметки плюс 25 градусов. За всё время пребывания дождей не было. Погода скорее напоминала приморскую осень.

Рантхамбор – место паломничества натуралистов и фотографов. Сюда они приезжают запечатлеть обитателей парка: крокодилов, гиен, камышовых котов, пантер… Здесь очень много антилоп, которые напоминают нашего пятнистого оленя. Они попадаются чуть ли не на каждом шагу. А павлинов - как в наших деревнях кур!

- Главная цель путешествия – увидеть на маршруте бенгальского тигра. Индусы считают, что достаточно три раза приехать в парк, и тогда обязательно встретишь живой символ страны. Нам посчастливилось наблюдать его только сквозь стволы и ветви деревьев. Наш проводник отважился выйти из автомобиля, что категорически запрещено правилами безопасности, и стал шуметь листвой и выманивать зверя. Я бы не удивился, если бы он вытащил его из кустов за хвост. Вокруг бедолаги скопилось столько джипов, что у нашего дикого зверя обязательно бы наступил шок.

Острота чувств

- Чем вас угощали в этой экзотической стране?

- Кулинарные традиции оказались разно-образны, но их объединяло обилие пряностей. Ведь Индия – родина многих специй. Вот и нам пришлось испытать на себе особенности национальной кухни. Еда оказалась не только экзотической, но и потрясла обилием перца. И это несмотря на то, что по нашей просьбе его добавляли ограниченно.

На родине слонов

На границе двух штатов - Уттар Продеш и Уттаранчал (более известный как Уттаркханд), разделённых рекой Ганг, находится ещё один национальный парк - Раджайн. Несмотря на недостаток свободных территорий, он занимает площадь 821 квадратный километр и расположен в предгорьях Гималаев. Во время перелёта мы повстречались с группой лыжников из России, которые приезжали сюда покататься на горных лыжах.

В самом заповеднике оказалось больше слонов.

- Мы поинтересовались у коллег, как выдаются лицензии на охоту, ведётся ли учёт дичи и прочее, и были удивлены, когда узнали, что в стране с 1972 года охота запрещена.

По последней переписи, в Индии живут 1200 тигров. В последнее время проблема только с тремя особями, которые вышли за пределы своих территорий. Как нам рассказал руководитель проекта, это конфликтные тигры. Уже отмечены случаи нападения зверя на человека. Но перед инспекторами сейчас стоит задача не уничтожить зверей, а усыпить и перевезти на безопасную территорию. Вот такое в Индии отношение к животным.

У нас была встреча с председателем Глобального тигриного форума GTF. Оказалось, что у нас общие цели – сохранение тигриной популяции. Для того чтобы организовать парк Рантхамбор, они убрали с территории 12 деревень, а все жители получили компенсацию.

- Оправдались ваши ожидания от путешествия?

- Мне было интересно посмотреть на другую страну и её животный мир. Мы фотографировали крокодилов, которые спокойно лежали, и иногда казалось, что звери не обращают на тебя никакого внимания. Но это только пока ты находишься в машине, но стоит вступить на их территорию ногой, как тут же у них просыпается природный инстинкт.

На ночь мы останавливались в так называемых сафари-домиках. Это двухэтажные каменные здания, которые защищают от зноя. Мы планируем у себя возведение домиков, но они будут сооружаться из брёвен.

- Валерий Викторович, что бы вы взяли на вооружение в свою «Удэгейскую легенду»?

- В первую очередь организацию туров по национальному парку. Я думаю, нам это пригодится. Даже проводники, чтобы поднять имидж своего заведения, заинтересованы показать как можно больше.

Мы пока не можем гарантировать, что наш посетитель увидит тигра, но его следы обязательно покажем. По последней переписи, у нас живут тигрица с тигрятами, а ещё территорию пересекают шесть взрослых особей. Мы обустроили подкормочную площадку, а рядом можно организовать смотровые вышки. Вот только с дорогами пока неувязка. В парках Индии они все заасфальтированы. Но иногда и легенды становятся былью.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА