На учёбу в третью смену

В 50-е годы прошлого столетия Владивосток был закрытым городом, не каждый мог сюда попасть. Но требовались рабочие руки для строительства, для труда в море. Вот и произвели оргнабор, в который и завербовались мои родители. Так вместе с ними в 1949 году 16

23 янв. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2469 от 23 янв. 2009
0cbc3bb3913f8d3586640198a41accf1.jpg


В 50-е годы прошлого столетия Владивосток был закрытым городом, не каждый мог сюда попасть. Но требовались рабочие руки для строительства, для труда в море. Вот и произвели оргнабор, в который и завербовались мои родители. Так вместе с ними в 1949 году 16-летней девчонкой я приехала в Приморье. Отца направили на строительство в Находку, где он и трудился много лет, получив, между прочим, орден Октябрьской революции.

Ну а мне довелось учиться и работать во Владивостоке. Впервые увидев Владивосток, подумала: это сказка. Куда ни глянь – то бухта, то залив! Поначалу даже боялась: вдруг вода выйдет из берегов и улицы затопит! А сколько в городе было военных моряков – стройных, подтянутых, в красивой форме.

Океанский проспект – улица Китайская - с тех пор сильно изменился – вряд ли вы узнаете его на фото… Росли с двух сторон деревья, никому не мешали… Дома с надписью «Не бросай – опасно!» уже нет, на его месте стоит здание мэрии. А когда-то в нём располагалась на первом этаже мужская парикмахерская. Недалеко от этого дома, на Китайской, жила и я. Училась в педучилище, которое своего здания не имело, а арендовало помещения у школы № 40, которая находилась на улице Дзержинского (сейчас это здание хореографического училища, а улица - Фонтанная). Школа работала в две смены, а мы учились в третью, вечером… Одним из самых любимых наших предметов было изобразительное искусство, которое вёл Иван Рыбачук. Он так быстро и красиво рисовал на доске!

После училища я стала работать воспитателем в детском саду № 2. Прошло несколько лет, и вот однажды на улице я встречаю Ивана Васильевича! Он меня узнал, обнял и расцеловал в обе щёки! Смутилась я: не принято было в то время так… А Рыбачук говорит: «Не переживай, Цыпушева (это моя девичья фамилия)! Ведь ты – моя молодость!». Только сейчас понимаю я Ивана Васильевича, его тоску по годам ушедшим…

В наши молодые годы участвовать в художественной самодеятельности было приятно, и это даже поощрялось! Мы с подругами ходили в клуб имени Дзержинского – здание на углу улицы Адмирала Фокина и Алеутской. Там работали танцевальный, драматический кружок и струнный оркестр. Я ходила в кружок драматический, вела его актриса театра имени Горького заслуженная артистка России Евгения Соловьёва. Мы ставили небольшие пьесы, скетчи. А однажды поставили пьесу «Старые друзья», и её показали по телевидению. Моим партнёром по сцене был Герман Рогов, впоследствии режиссёр ТЮЗа, преподаватель Дальневосточного института искусств. А вскоре в наш кружок записалась молодая и красивая Танечка Данильченко, ставшая затем народной артисткой России.

В 1957 году во Владивостоке проходил первый Приморский фестиваль. ГУМ по такому случаю специально для девушек-участниц сшил белые платья из штапеля с голубыми воротничками, была предоставлена возможность купить белые босоножки. Концерт участников смотра самодеятельности в рамках фестиваля проходил в зале театра имени Горького (сегодня это Большой зал Приморской филармонии). Открывал его Лев Ткачёв как представитель самодеятельности завода имени Ворошилова. Он читал «В. И. Ленина» Маяковского. В этом же отделении выступала и я – читала стихотворение «Длинное имя» поэта Хавина. А подарки участникам смотра вручал артист Герман Апитин! С какими замечательными людьми сводила меня юность!

Автор: Тамара НАЙДЕН (в девичестве Цыпушева)