Терней в снежном плену

И без того продолжительные новогодние каникулы для тернейцев увеличились ещё на несколько дней. Циклон, накрывший район с 9 по 12 января, сделал людей заложниками стихии. Три посёлка – Пластун, Терней и Малая Кема – оказались в снежной блокаде. Больше все

16 янв. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2465 от 16 янв. 2009
79553505e2fe79b5023886a130ccc26a.jpg

И без того продолжительные новогодние каникулы для тернейцев увеличились ещё на несколько дней. Циклон, накрывший район с 9 по 12 января, сделал людей заложниками стихии. Три посёлка – Пластун, Терней и Малая Кема – оказались в снежной блокаде. Больше всего досталось райцентру.

В Тернее слабый снег начался 9 января, ночью усилился, и к утру следующего дня по посёлку уже еле передвигались автомобили, то и дело застревая в сугробах. Из-за метели и снегопада даже соседние дома казались размытыми силуэтами. А к вечеру по посёлку не проехал бы и танк.

Больше всего не повезло тем, кто в этот момент оказался в дороге. Уже стемнело, когда в сопровождении грейдера к автовокзалу подъехал пассажирский автобус, который должен был прибыть по расписанию ещё в 7 утра. На расчищенном с трудом участке дороги на повороте к автовокзалу плотно набились застрявшие в дороге машины: тот самый автобус, пара грузовиков и джип. Здесь они и пережидали стихию несколько дней, поскольку двинуться с места было просто некуда – снег облепил всё плотной стеной, сровняв заборы, машины, а где-то и крыши домов.

Всего за эти три дня в райцентре выпало 184,2 мм осадков при месячной норме января 14 мм, то есть снега мы получили в 13-кратном размере! Как говорят специалисты, такое явление уникально для Приморья, подобное не отмечалось за всю историю наблюдения за погодой и случается разве что раз в сто лет. Да, были большие снега, например в 1982 году, но тогда выпало 59 мм осадков, то есть втрое меньше, чем нынче.

12 января по посёлку с трудом стали пробираться люди – преимущественно с лопатами, часто – на лыжах, прокладывая путь по снежной целине. Тяжёлая техника буквально пробила дорогу на центральной улице. Но плотный снег полутораметровой высоты (а кое-где сугробы достигают двух и более метров) не поддаётся даже снегоуборочной технике. Так, дороги до пекарни пока нет, хлеб в магазины доставляется, так сказать, ручным способом... в мешках. Не обошлось и без отключений электроэнергии – 11 января до обеда посёлок был без света. Школа и детский сад смогли начать работу только 14 января. Для борьбы с последствиями снегопада задействованы все возможные силы: коллективы предприятий расчищают (насколько это возможно, пока нет дорог как таковых) тротуары и подходы к зданиям, служба занятости населения привлекла к общественным работам безработных граждан. А возле своих домов людям приходится бороться со снежными завалами собственноручно. Но сил и средств явно не просто недостаточно, а катастрофически не хватает! Посёлок практически остаётся нерасчищенным, везде, кроме пары основных улиц, вместо дорог протоптаны прямо по сугробам выше заборов кривые тропки. Кому-то стихия нанесла серьёзный материальный урон: под тяжестью снега проломились крыши.

У нас в редакции не смолкают телефоны, корреспондентов останавливают на улице – и рассказывают, в какую ситуацию попали по воле стихии. Особенно тяжело старикам, одиноким и больным людям: не добраться до больницы, магазина, аптеки, и «скорая» на дом не приедет. Так, проживающая на сопке молодая женщина, находящаяся на последних днях беременности, не может добраться до больницы. В самый пик снежной бури особенно трудно было с водой: к колодцам и источникам не пробраться, и люди топили снег.

В администрацию района поступило полтора десятка заявлений от граждан, чьи родные ещё до снегопада выехали на охоту или рыбалку и не вернулись. Организован их поиск, для проведения спасательных работ прибыла группа специалистов из краевого центра, прилетел поисковый вертолёт, который осуществляет поиск потерявшихся людей и оборудован подъёмно-спусковым устройством.

О том, как идёт ликвидация последствий снежной бури, я беседовала с заместителем главы района Аллой Арифулиной. Разговор каждую минуту прерывался телефонными звонками, и все были «в тему»: необходимо расчистить дорогу на кладбище; на автозаправке нужно пополнить запасы топлива, а для этого тоже чистить снег – и прочее, прочее, прочее. В перерывах между звонками я задала Алле Николаевне несколько вопросов.

– Основная масса снега выпала в Тернее. В Пластуне гораздо меньше, там на 14 января силами «Тернейлеса» расчищены все улицы, подъезды к жизнеобеспечивающим учреждениям и предприятиям. Проблемы остались лишь по Тернею. Основная дорога расчищена в одну колею. Имеющимися силами и средствами невозможно провести расчистку, потому что такую толщу снега, в связи с тем, что он спрессовался, машины не берут. Единственным бульдозером, который находится в распоряжении поселковой администрации, проводится расчистка дороги до аэропорта, но этого явно недостаточно.

В сторону Малой Кемы силами «Тернейлеса» дорога расчищена до 33-го километра. Дальше трасса не чищена. Для оказания нам помощи в расчистке снега предприятие «Примавтодор» обещало выделить роторную технику, три единицы. Эта техника должна была дойти до нас ночью 13 января, но сломалась по пути. Если машины будут отремонтированы оперативно, то 15 января (материал был передан в редакцию вчера утром. – Ред. «В») смогут приступить к дальнейшей расчистке посёлка Терней и дороги на Малую Кему. Для того чтобы исключить чрезвычайную ситуацию в северных сёлах, производится расчистка площадок для экстренного приёма вертолёта. Но, к сожалению, сегодня (14 января) погода снова ухудшилась, и пассажирские рейсы вертолёта «Ми-8» не выполняются.

– За это время в самом Тернее были чрезвычайные ситуации?

– Были звонки в «Скорую» по оказанию экстренной помощи, но медики никак не смогут оперативно её оказать. Но сказать, что кто-то погиб из-за несвоевременного оказания медицинской помощи – у меня такой информации нет. Есть люди, которые умерли за это время, но это те, кто длительное время болел; сейчас большая проблема похоронить их, поскольку на кладбище – сплошное белое поле и до сих пор не чищена дорога. Но поселковая администрация об этом знает, и, думаю, сегодня-завтра дорога до кладбища будет расчищена. Будут приложены все силы, чтобы можно было пройти по любой из улиц. В среду начали работать детские сады и школа. Конечно, мы надеялись на ту технику, которая застряла в дороге. С её помощью должны были расчистить трассу, чтобы школьный автобус мог возить детей в школу. Но техника не приехала, эти работы передвинулись на более поздний срок. Поэтому дети, которые могут сами дойти либо с родителями, идут в школу. А вообще ребёнка одного пускать в школу нельзя, потому что он может застрять в сугробах. Тем более что вчера на заседании КЧС было дано распоряжение службе ДПС запретить всё движение по посёлку транспорта, кроме спецтехники – это милиция, пожарные и «скорая помощь».

Да, похоже, мы стали свидетелями действительно редкого явления – такого снега и старожилы не припоминают. И по существу, оказались беспомощными перед капризом природы. Будем надеяться, что последствия этого не будут трагическими, а послужат нам уроком.

Автор: Татьяна СЕДОВА