Непривлекательное лицо торговли. Продавцам наши деньги не нужны?

Письмо, пришедшее в редакцию накануне Нового года, думается, отражает настроение многих горожан. «Объясните, где у нас кризис? Продавцы товаров, без которых прекрасно можно обойтись, через губу разговаривают. Люди работу теряют, кому-то зарплату урезают,

16 янв. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2465 от 16 янв. 2009

Письмо, пришедшее в редакцию накануне Нового года, думается, отражает настроение многих горожан. Наша давняя читательница Юлия Иголинская, занимавшаяся предновогодними хлопотами, пишет:

«Объясните, где у нас кризис? Продавцы товаров, без которых прекрасно можно обойтись, через губу разговаривают. Люди работу теряют, кому-то зарплату урезают, а на предметы маленькой роскоши цены задирают. Товарищи дорогие, продавцы товаров с эластичным спросом, опомнитесь! Вам перед покупателем сейчас пластаться надо, чтобы в нынешние времена хоть что-то продать, хоть с какой-то выручкой остаться.

В канун этого Нового года я ещё могла себе позволить четыре часа ходить по магазинам только за туфельками и искусственным украшением к платью, а вы уверены, сколько нас таких через полгода, через год останется?».

В предновогодние дни покупательная способность наших земляков, действительно, была достаточно высокой. В последние выходные уходящего года, казалось, с прилавков сметалось всё. Да и серьёзные исследования подтверждают, что Новый год для россиян остаётся самым важным праздником, когда на покупки подарков никто не скупится. Ничто – ни снижение мировых экономических индексов, ни падение цен на нефть, ни ошеломляющий рост цен на продукты – не повлияли на настроение наших людей, которые достаточно оптимистично оценивали свои возможности. Как свидетельствуют опросы, проведённые в стране, почти половина россиян рассчитывала потратить перед Новым годом столько же, сколько в прошлом году, а около трети – даже увеличить расходы. Интересно, что находящиеся в аналогичной ситуации европейцы решили резко сократить расходы на приобретение рождественских подарков. Вот она, разница менталитетов.

И ещё несколько цифр из последних соцопросов. Если 75 процентов европейцев отмечают спад экономики в своих странах, то среди россиян почти 40 процентов опрошенных характеризуют экономическую ситуацию как стабильную, и 16 процентов «наблюдают рост экономики». У этих оптимистов стоит поучиться восприятию жизни. С другой стороны, может быть, именно мы, «безбашенные» покупатели, своим поведением развращаем продавцов, многим из которых совершенно наплевать на толпы народа, атакующего перед праздниками магазины. Именно об этом и написала в редакцию Юлия Иголинская: «Нахожу глазами продавца, плывущего по залу гордой походкой: «Девушка, можно вас попросить?». Через плечо, не оборачиваясь: «Да-а?». «Я хочу залог за украшения оставить, можно?» - мне уже почти стыдно, что позволила себе побеспокоить такую важную особу. «Можно», - как капля металла, причём явно намерена идти не останавливаясь, не обращая на меня внимания. «Так вы подойдите со мной к витрине, я покажу, что выбрала». Неохотно поворачивается в мою сторону, а я развиваю свою мысль: «Хочу деньги за несколько комплектов оставить, домой взять померить, можно так сделать?». Сначала она как-то неуверенно отвечает, что у них так не полагается. Уже чуть ли не с мольбой в голосе объясняю, что украшение мне нужно под строго конкретную вещь, мне надо всё вместе посмотреть. «У нас так нельзя, приходите в платье и меряйте, сколько хотите», - уже совсем неприязненно. «Мне бы не хотелось вечернее платье трепать под шубой и лишний раз в нём, извините, потеть», - я уже готова сквозь пол провалиться. - «Тогда в пакете принесите». А мне оно в пакете зачем, мне же на себе видеть надо, не говоря уж о том, что завтра рабочий день, мне некогда. И чего они боятся? Сериала «Сонька Золотая Ручка» насмотрелись? Так она бриллианты воровала, а не бижутерию, которую я хотела приобрести, и деньги в залог не оставляла. Испорчу, что ли, ваши побрякушки, если дома перед зеркалом померяю? Да помою я шею, прежде чем ваши железные драгоценности надевать, и товарный вид не нарушу, грамотная». В общем, покупательница пришла к выводу, что она, человек с высшим образованием, перестала разбираться в простейших понятиях экономики и их взаимосвязи.

Возможно, произошло это потому, что читательница «В» - человек молодой, не помнит она советские времена с вечной присказкой торговых работников: «Вас много, а я одна». Нас и в самом деле много, больше, чем продавцов. Но с такими рассуждениями можно до абсурда дойти – в целом всех нас больше, чем отдельно взятых врачей, инженеров, учителей… И по большому счёту мы все друг друга обслуживаем: медик - педагога, педагог – продавца, продавец – медика. Это замкнутый круг, в котором очень хочется видеть взаимопонимание. Торговые работники в предпраздничные дни особенно на виду, от их отношения во многом зависит наше настроение. Увы, совдеповские привычки, похоже, с генами передаются. До сих пор мы почему-то сталкиваемся с откровенным хамством – мол, нечего руками трогать, всё равно вам это не по карману. И вообще, почему нужно что-то объяснять, если в аннотации написано? Буквы знаете – читайте сами. Как же это не похоже на то, что мы видим за рубежом. Те же торговые работники нередко в заграничный вояж отправляются, восхищаются увиденным, но, вернувшись домой, продолжают вести себя как обиженные барами слуги. Вот уже который год не соизволили они даже витрины своих магазинов перед Новым годом украсить. Бедный Владивосток! Судя по всему, не любят его торговые работники. Наши земляки, вернувшиеся из Москвы, с восторгом рассказывают о красочных витринах, о многочисленных ёлках у входов в магазины (кстати, любому торговому центру это вполне доступно). Те, кто недавно побывал за рубежом, вспоминают рождественские распродажи с улыбчивыми продавцами, готовыми делать скидки и дарить сувениры всем, кто заглянул в их «торговую точку». Мы же продолжаем жить так, как жили в достопамятные времена, когда продавцы, имеющие доступ к дефициту, откровенно презирали покупателей. В нормальном обществе, как правильно пишет Юлия Иголинская, человека с деньгами, готового что-то приобрести, без покупки из магазина не выпустят.

Нынче для продавцов есть масса литературы с толковыми советами, в которых пишут, что «лучшая реклама – это довольный обслуживанием покупатель, который будет рекомендовать ваш магазин десяткам своих друзей, родственников, знакомых. Нет ничего хуже недовольного покупателя. Для магазина это ходячая антиреклама». Думается, наша читательница стала активной «антирекламой» для магазина, который она посетила в канун Нового года.

А вот в соседнем Суйфэньхэ, где довелось побывать на новогодних каникулах, к покупателям продавцы кидались как к дорогим гостям (правда, если те входили в магазин с улыбкой, не начиная с порога «бычиться»). И витрины, несмотря на то, что для китайцев наш Новый год – праздник чуждый, они не поскупились разукрасить. Прекрасно понимают соседи, что человека со средствами надо приветить, иначе в соседнюю лавчонку убежит. Читали ли они многочисленные рекомендации для торговых работников? Вряд ли. Обычный житейский опыт подсказывает: благополучие любого продавца определяют те, кто хочет оставить у него свои деньги.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна