Виктор Миськов: Транссиб удастся реанимировать только общими усилиями

Главным поводом для последней встречи с генеральным директором ОАО “ДВМП” Виктором Миськовым стало раскручивание ситуации с возрождением Транссибирской магистрали. Но если поначалу инициированная 1-м вице-премьером Борисом Немцовым акция сопровождалась преимущественно “одесским шумом, похожим на работу”, то в последнее время борьба интересов вокруг Транссиба перешла, как говорится, “под ковер”. Об этом и интервью Виктора Миськова, который в конце сентября принял участие в очередном заседании правительственного координационного совета (КС) по Транссибу.

22 окт. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №246 от 22 окт. 1997

Главным поводом для последней встречи с генеральным директором ОАО “ДВМП” Виктором Миськовым стало раскручивание ситуации с возрождением Транссибирской магистрали. Но если поначалу инициированная 1-м вице-премьером Борисом Немцовым акция сопровождалась преимущественно “одесским шумом, похожим на работу”, то в последнее время борьба интересов вокруг Транссиба перешла, как говорится, “под ковер”. Об этом и интервью Виктора Миськова, который в конце сентября принял участие в очередном заседании правительственного координационного совета (КС) по Транссибу.

- Виктор Михайлович, вы не первый раз участвуете в совещаниях у Немцова по судьбе Транссиба. Прозвучало ли в этот раз что-то принципиально новое?

- Нет, чего-то уж очень нового не звучало. Цели ясны, задачи поставлены. На каждом заседании совета обозначаются конкретные проблемы, пути их решения, сроки. Вот и в этот раз участники КС докладывали, чего удалось добиться, чего - нет, обсуждали, как действовать дальше. 1-й вице-премьер, как всегда, был очень активен, демонстрировал феноменальную память, глубокое, я бы даже сказал доскональное, знание предмета. Он, кстати, в разговоре признался: “Я как бульдог: вцеплюсь - не отпущу”.

Выступал с сообщением и я, говорил о том, что, на наш взгляд, является сегодня главным тормозом, главной проблемой. Это - отсутствие договора между нами и МПС о взаимном обмене контейнерным парком. Получается абсурд: вот ваши “ящики”, а вот наши. Приходит контейнеровоз в Восточный, и начинается перегрузка из одних в другие. Пока объем контейнерного потока не очень велик, мы можем позволить, чтобы какая-то (не слишком большая) часть нашего контейнерного парка “гуляла” по стране и миру. Ну а если грузопоток начнет расти (а ведь именно на это направлены все наши совместные усилия)? Более того, такой договор существовал между нами и железнодорожниками десятилетиями. Однако 2 года назад МПС в одностороннем порядке приостановило его действие. После моего выступления на координационном совете министр путей сообщения пообещал, что эта проблема будет улажена в ближайшее время. Дай-то бог. Некоторый скептицизм вызывает тот факт, что за последнее время мы дважды обращались в МПС с официальными письмами с предложениями заключить договор. Надеюсь теперь на жесткий контроль 1-го вице-премьера.

Мы, в свою очередь, дали команду нашим агентам и представителям по всему миру - от Англии до Австралии - развернуть активную рекламную кампанию по представлению TSCS; помните такую аббревиатуру, значение которой знали все грузоотправители Юго-Восточной Азии - транссибирский контейнерный сервис. Наша возросшая активность на этом рынке продолжается всего несколько месяцев, однако мы уже наблюдаем некоторый рост контейнерного потока. Пусть пока небольшой, но ведь это тенденция! И чрезвычайно важно ее сохранить.

Кстати, очередное заседание координационного совета, которое запланировано на конец октября, решено провести в Будапеште. Решение не случайное - ведь российские получатели контейнеров составляют лишь один из секторов в общем объеме перевозок. Огромный поток идет из Азии на Европу и страны СНГ. Проблемы, возникающие при организации и обеспечении этого грузопотока, и предстоит обсудить в Будапеште.

- Знаю, что ваша последняя командировка в Москву была связана не только с участием в работе координационного совета, но и с коллегией Минтранса?..

- Это была не просто коллегия Минтранса - это была расширенная совместная коллегия двух ведомств: Министерства транспорта и Государственного таможенного комитета РФ. Причем собирались мы в главном офисе российских таможенников. Вопросов было много, и как, к счастью, выяснилось, на многие проблемы мы с таможенниками смотрим одинаково. Поэтому появилась надежда, что в обозримом будущем все порой возникающие у нас с местными таможнями “трения” будут решаться в рабочем порядке. Так, к примеру, обсуждался вопрос: правильно ли, что таможенники работают, как обычные чиновники, - 5 дней в неделю и только в светлое время суток? Руководство ГТК отнеслось к нашей позиции с пониманием, и надеюсь, что впредь не возникнет ситуаций, когда экспрессное судно простаивает сутками из-за того, что таможня отдыхает.

Правда, есть очень серьезные вопросы, которые решить на нашем уровне, на уровне руководителей ведомств, невозможно. В первую очередь, это вопросы, связанные с налогообложением грузов внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Доходит до парадоксов - в Москву и Санкт-Петербург груз гораздо выгоднее доставить, если оформить его как транзитный, привезти в Финляндию, там растаможить, а уж потом ввезти в Россию. Такое ощущение, что государство старается обмануть само себя. Думаю, что и здесь необходимо жесткое вмешательство 1-го вице-премьера - чтобы привести соотношение “стоимостей” ВЭД и транзита к нормальному балансу.

- Виктор Михайлович, в последнее время в прессе ходят весьма разноречивые сведения о состоянии финансовых дел ОАО “ДВМП”. Не могли бы вы прояснить эту ситуацию?

- Думаю, что я бы вас обманул, если б сказал, что наше положение блестяще. Конечно, это не так. Потому что мы живем в российском обществе и в рамках российской экономики, и все болячки, которые переживает страна в последнее время, безусловно, сказываются и на нас. Действительно, мы не можем заниматься обновлением флота такими темпами, какими хотелось бы; вкладывать столько денег в социальные программы нашего коллектива, сколько хотелось бы. Но факты - упрямая вещь. Право, мне уже неловко говорить о доме ветеранов или о новом детском центре “Юнга”, но ведь все знают, на чьи деньги они построены. Не далее как в июне этого года мы увеличили зарплату плавсоставу на 20 процентов и, я надеюсь, не позже января-февраля еще увеличим. Буквально несколько дней назад я прилетел из Лондона, где был подписан контракт с крупным немецким судовладельцем - Петером Дуле - о покупке у него для ОАО “ДВМП” двух современных контейнеровозов (возрастом по 6-7 лет, емкостью по 1.100 “ящиков”). Полагаю, что до конца текущего года купим еще один контейнеровоз, наши специалисты уже его присмотрели. Кстати, на первое из вновь приобретенных судов - по традиции в честь одного из наших прославленных ветеранов мы решили назвать “Механик Калюжный” - наш экипаж вылетает буквально днями (смена и приемка скорее всего будут проходить в Гонконге), на второе судно - в ноябре.

21 октября в Польше на Щецинской судоверфи пройдет торжественная церемония закладки киля первого судна - “Капитан Афанасьев” - первого из серии трех контейнеровозов, строящихся по нашему заказу. А уже в феврале-марте наша комиссия - строго по контракту - будет принимать “Афанасьева”.

Если кто-то думает, что весь наш новострой и обновление флота идет исключительно за счет банковских кредитов, то это не так; при каждой сделке 40 процентов пароходство оплачивает самостоятельно, из собственных средств и практически немедленно. На 60 процентов привлекаются кредиты западных банков. Но ведь, как вы понимаете, английские, швейцарские, немецкие, норвежские банкиры дают кредит лишь тому, чьи баланс и кредитная история прозрачны, а платежеспособность не вызывает сомнений.

И еще к вопросу о финансовой ситуации в ОАО “ДВМП”. Поинтересуйтесь у любого моряка, была ли у него хотя бы раз задержка с выплатой зарплаты? Никогда! Поинтересуйтесь у налоговых органов, имеется ли у пароходства задолженность перед бюджетом? Ни копейки долга!

...А что касается слухов... - к ним надо относиться вполне нормально. Вы же понимаете: идет активная игра на фондовом рынке, кто-то играет на понижение акций, кто-то на повышение - все это вполне естественно. Так что не надо пугаться слухов, надо спокойно и взвешенно смотреть на происходящие вещи.

P. S. Когда материал был подготовлен к печати, стало известно, что министр путей сообщения выполнил свое обещание и вопрос о взаимном обмене контейнерным парком решен положительно.

Автор: Андрей Островский, “Владивосток”