Вертикаль, или Владивосток с точки зрения известного архитектора

Архитектурный образ Владивостока, как говорят специалисты, его «силуэт» ещё очень далёк от совершенства. О том, что делается в этом направлении и что планируется, корреспондент «В» расспросил главного архитектора Владивостока Анатолия МЕЛЬНИКА.

19 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2458 от 19 дек. 2008
e35c97e148b6cb5aede877342514f1a6.jpg


«Приедается всё, лишь тебе не дано примелькаться». Эти поэтические строки вполне можно отнести к нашему городу у моря. Владивосток притягателен с первого взгляда – своими живописными сопками, улицами и проспектами, спускающимися к бухтам и заливам, и даже самим воздухом, в котором морская составляющая всё ещё перебивает автомобильные выхлопы. Словом, люб он тем, кто здесь родился и вырос, да и «лица необщим выраженьем» запоминается многим гостям города.

И всё же, всё же… Архитектурный образ Владивостока, как говорят специалисты, его «силуэт» ещё очень далёк от совершенства. О том, что делается в этом направлении и что планируется, корреспондент «В» расспросил главного архитектора Владивостока Анатолия МЕЛЬНИКА.

~~Досье «В»
Анатолий Иванович Мельник – зам. начальника УМИГА, фактически выполняет обязанности главного архитектора Владивостока. До этого назначения был одним из руководителей ООО «Архитектурный фонд», ещё раньше много лет преподавал на кафедре архитектуры Дальневосточного политехнического института. Как архитектор-проектировщик несколько лет занимался реконструкцией и реставрацией железнодорожного вокзала Владивостока. В числе работ, в которых он принимал участие, – проект памятного знака–колонны – символа конечного пункта Транссибирской магистрали; часовня в Покровском парке; консульство Республики Корея; здание на улице Светланской, 51, в районе сквера Лазо, здание технохолдинга «Сумотори» в посёлке Угловое.

Советник Российской академии архитектуры и строительных наук, доцент. Член Градостроительного совета при администрации города Владивостока. ~~

Совет профессионалов

Анатолий Иванович начал с того, что активно способствовал возобновлению работы Градостроительного совета при администрации города. Ибо понимал, что решить эти проблемы без активно работающего сообщества профессионалов в архитектурно-строительном ведомстве, – это утопия.

– Это вовсе не представительский орган для «галочки», – убеждён главный архитектор Владивостока. – На заседаниях Градостроительного совета постоянно присутствуют мэр города Игорь Пушкарёв и его первый заместитель Алексей Сухов, а в его состав вошли директор департамента градостроительства краевой администрации Сергей Криворотов, известные и уважаемые архитекторы профессор Валентин Аникеев и Валерий Моор, руководители и главные архитекторы проектных организаций – всё это говорит о том, что люди серьёзно взялись за архитектурную составляющую города.

Это сообщество профессионалов, способное обсудить острые вопросы градостроительства и дать квалифицированное заключение, которое учитывает мэр города при принятии окончательного решения по данной теме.

Первое заседание Градостроительного совета прошло только в июле, но уже сейчас видно: обсуждения на Градостроительном совете и его рекомендации дают реальные результаты.

– Например?

– Вы помните, конечно, «яму» на Алеутской, 45а перед Домом строительных организаций? Так вот, наши эксперты обсудили на совете проект 13-этажного административно-делового центра, который будет на этом месте. Предложенный проект учитывает историческую среду центра города, имеет расширенную пешеходную зону, двухуровневую парковку на 94 места. Члены Градостроительного совета высказали ряд замечаний по доработке проекта, которые были учтены в окончательном варианте. И это только один пример.

Догоним и обгоним… Хабаровск?

– Смотришь порой на Владивосток и вспоминаешь классика: «Люблю отчизну я, но странною любовью»… В общем, горько порой становится от сегодняшнего облика города. Согласны?

– Согласен в том, что проблем много, задачи грандиозные, а вот горевать и печалиться времени нет. В новых условиях с новыми возможностями нужно формировать облик города. Вот возьмите Хабаровск – очень долго его архитектурный образ был даже несравним с Владивостоком. Но постепенно всё изменилось, и у наших соседей реализованы крупные градостроительные и архитектурные замыслы, построены храмы, проведены благоустроительные работы. Причём это не какие-то всплески, это продолжающийся закономерный процесс, он носит перманентный характер. Чего бы хотелось, безусловно, и нам.

Это раньше нам приходилось чаще всего строить дома-коробки – молодого человека с гениальными замыслами жизнь после института опускала на реальную землю. Сейчас ситуация изменилась, интересные проекты нередко воплощаются в жизнь.

У архитектора сегодня есть возможность создавать продукт, которым можно было бы гордиться, причём возможностей для реализации даже небольших объектов достаточно много. Другое дело, что никогда не было и, наверное, не будет такого, что интересных вещей большинство. Хотя бы потому, что талант – категория штучная.

Архитектура, эта «музыка, застывшая в камне», сегодня становится экономической категорией. Согласитесь, далеко не всегда застройку можно назвать искусством.

Тем не менее есть проекты, в которых удачно сочетается и то, и другое. Например, спортивно-развлекательный комплекс в парке Минного городка – очень интересная совместная работа финских проектировщиков и Приморгражданпроекта. Причём они предлагают поставить комплекс разумно – не за счёт вырубки зелёных насаждений, а там, где их нет. Объект этот очень актуален для нашего города, так как у нас нет крытого круглогодичного катка масштаба «Платинум-Арены» в отличие от Хабаровска, а в парке Минного городка предусмотрено целых два больших зала. Проект одобрен, но были внесены и некоторые замечания.

Скованные одной цепью

– На ваш взгляд, самые узкие места в архитектурном облике Владивостока? Беспорядочная или точечная застройка? Автопарковки? Транспортные развязки и объездные дороги?

– Весь конгломерат этих проблем. Они, можно сказать, звенья одной цепи.

В советские времена генеральный план города всегда являлся основополагающим документом на долгосрочный период развития. Он определял территориальные параметры по зонам: жилая, общественно-деловая, внешнего транспорта, коммунально-складская, промышленная и т.д. То есть принципиальное соотношение и размещение всех зон. Потом этот документ утверждался на самом высоком уровне в Москве, и на его основании делались проекты детальной планировки отдельных территорий. Особенно новые территории – микрорайоны и жилые районы, которые строили по единому плану. И даже в исторической зоне – всё равно всё определял такой проект.

У нас проекты детальной планировки были частично сделаны, но большая их часть не утверждена. Сейчас ситуация изменилась. Генеральный план у Владивостока наконец-то есть – после долгих мытарств он был утверждён 15 сентября 2008 года на заседании городской думы. И мы получили основополагающий документ для развития города до 2025 года.

Он, конечно, небезгрешен, но вполне состоятелен. Здесь ещё надо учитывать динамику жизни. Вот, к примеру, саммит – когда разрабатывали генплан, этот вопрос вообще не стоял. То есть всё строительство, которое решено развернуть в связи с этим, должно быть учтено в генплане – и мосты, и зона будущего Дальневосточного федерального университета, и Дальневосточное отделение академии наук.

И снова пробки…

– Тема автомобильных пробок, кажется, уже каждого «достала» до самых печёнок… Сколько ещё нам терпеть?

– Во Владивостоке, мягко говоря, далека от совершенства транспортная схема города. Генеральным планом намечены кардинальные решения по транспорту, которых ждут все жители. Эта схема уже начинает реализовываться – например, частично со строительством мостов. Ведь у нас чудовищное, просто недопустимое соотношение количества автомобилей к площади дорожного полотна!

А ведь существует ещё проблема сложного рельефа – главное отличие Владивостока от всех других городов России. Сложный рельеф и неразвитость дорожной сети отрицательно сказываются на доступности ряда городских территорий.

Ведь сегодня для того, чтобы добраться, например, до полуострова Шкота, нужно потратить полдня. Ввод в строй мостов и сопутствующих им развязок позволит намного улучшить эту ситуацию.

Следующий после генерального плана этап – проекты планировки территории, где определены и конкретизированы как транспортные вопросы, так и предложения по перспективному использованию рассматриваемой в проекте территории. Планировка может включать в себя эскиз застройки, прежний проект деталей.

Ты чья, земля?


Вот вы подняли тему «точечной застройки». Сейчас во всём мире, когда в урбанизированных образованиях свободных для застройки территорий практически нет, строительство может иметь только фрагментарный характер. Комплексная проработка может осуществляться на вновь осваиваемых территориях – как у нас в жилом районе «Снеговая Падь». То есть с достаточным количеством детских дошкольных учреждений, школ, парковок наземных и подземных с учётом реалий, которые сегодня сложились.

А вот в историческом центре или в условиях сложившейся застройки даже в спальных районах, там где выявляются участки, которые могут быть использованы, надо учитывать и окружение, чтобы они гармонично воспринимались. Но беда в том, что таких участков, как «Снеговая Падь», у нас раз-два и обчёлся. И где тогда строить новые дома?

– Выходить за город, видимо. Осваивать новые участки. Прийти на всё готовенькое – я имею в виду коммуникации и весь комплекс, о котором вы говорите, – это реальная экономия сил и средств для строительной компании. Себестоимость квадратного метра в таком новострое значительно ниже, чем в микрорайоне «с нуля». Тем не менее цену за квадратный метр компании и не думают снижать.

– На мой взгляд, здесь нет однозначного решения.

Во-первых, генеральный план регламентирует, куда можно выйти и для каких целей. Понятно, если возникают конфликты, значит, есть стороны, которые придерживаются противоположных точек зрения. И у каждой своя правда.

Возьмём застройщиков. Они сами трудятся, дают рабочие места другим, создают налогооблагаемую базу, обеспечивают жильём.

Но вот как это делается... Иногда бывают ситуации, что строить в этом месте категорически нельзя. Например, потому, что стройка может вызвать катаклизм в транспортной сети города. В общем, не стоит ущемлять интересы большинства в угоду интересам меньшинства.

А иногда бывает наоборот – «Не хотим, чтобы рядом с нами что-то стояло!» – и всё.

– А как вы относитесь к зданию напротив мэрии, которое поначалу представляли горожанам как автопарковку?

– Как архитектор я отношусь к нему неодобрительно. Архитектурное решение (если можно применить в данном случае этот термин) оставляет желать лучшего, хотя можно и стеклянное здание сделать стильным и оригинальным. Этажность явно завышена. На этом месте ранее предполагалась полуподземная парковка.

– Но вы уже не просто архитектор, а главный архитектор Владивостока, председатель Градостроительного совета. Неужели ничего нельзя сделать теперь с этим уродливо торчащим монстром в центре Владивостока?

– Полагаю, что ничего… Потому что есть ещё юридическая сторона этого дела – а там, насколько мне известно, всё в порядке. Вопросы этажности, архитектурной выразительности, наличия парковочных мест должны решаться на этапе подготовки участка под проектирование.

Куда топать малышу?

Но даже если ты размещаешь объект на фрагментарном куске, нужно, чтобы он был проработан с учётом того, как это здание воспринимается в данном архитектурном контексте с разных точек. Чем наш город и интересен для архитектора – здание может смотреться неожиданно, оригинально и абсолютно по-другому с разных точек обзора.

Основным «хлебом» строителей нашего города являются жилые дома. Они рентабельны, раскупаемы – в общем, самый ходовой товар.

Но, строя и выгодно продавая жильё, строительные компании зачастую не желают брать на себя социальные объекты – например, дошкольные учреждения.

А ведь в градостроительстве существуют определённые нормативы: радиус пешеходной доступности у школы не более 500 метров, у детского сада не более 300 метров. И ещё одно условие – дети не должны пересекать дороги по пути в школу и детский сад.

Когда начался демографический спад, с молотка пошли многие дошкольные учреждения, и сейчас их уже не вернёшь. Нужно строить новые. Не будем забывать, что по нормативам детскому дошкольному учреждению нужна своя огороженная территория, причём отстоящая от ближайших жилых домов на расстоянии не менее 25 метров. Но в реальности сейчас таких территорий просто нет. Это значит, что надо менять как-то структуру детских дошкольных учреждений, чтобы можно было их строить, не нарушая нормативы.

Ну а школа – это вообще крупное общественное здание, где кроме всего прочего должна быть и спортивная пришкольная площадка.

Во всём мире нашли выход, чтобы заинтересовать компании строить социальные объекты – на них значительно снижены все налоги. В России такого нет.

Силуэт города

Высотные здания должны формировать новый силуэт города. Вот посмотрите на фотографическую панораму города: несмотря на наш замечательный рельеф, силуэт города просто снивелировался – зачастую из-за неудачных архитектурных решений. Гораздо интереснее было бы подчеркнуть рельеф, а не прятать его особенности.

Типовые, да и все остальные жилые дома должны были, по замыслу разработчиков, подчиниться единой фасадной идее, но, получив жильё, человек делает с ним всё, что ему захочется. Например, каждый на свой лад, вкус и кошелёк стеклит лоджию или балкон. В результате мы получаем живописный, но неупорядоченный неряшливый вид, который также вряд ли можно назвать украшением нашего города.

Другая острая проблема – исторический центр Владивостока, который в последние годы, честно говоря, перекраивали, как говорится, кто во что горазд. На одном из заседаний Градостроительного совета, к примеру, мы обсуждали предложение о строительстве гостиничного комплекса по Ланинскому переулку. Проект вызвал у членов Градостроительного совета серьёзные сомнения, поскольку рассматриваемый участок земли находится в историческом центре Владивостока, между железной дорогой, зданием краевой администрации и улицей Алеутской, где расположен памятник архитектуры – старинная водонапорная башня 1893 года. Игорь Пушкарёв предложил специалистам вместе с инвестором проработать другие возможные, разрешённые законом и гармоничные варианты использования земли.

А вот проект реконструкции привокзальной площади экспертный совет в основном одобрил. Многофункциональный комплекс с подземным паркингом на 600 машин представило ООО «Архитектурный фонд». Специалисты посчитали, что этот современный проект учитывает историческую составляющую площади и в то же время удачно использует идею многоуровневого города, часть которого уходит под землю.

Надо сказать, в облике Владивостока появилось уже достаточно много новых вертикалей, и силуэт становится более разнообразным. Вот взгляните на проект гостиницы рядом с верхней площадкой фуникулёра. Проект подготовлен коллективом архитекторов из ООО «Архитектурный фонд», уже утверждён и к саммиту будет реализован.

– Оригинально. Похоже на космический корабль на взлёте.

– В облике города появляются вертикали – и я считаю, это позитивное решение. На фоне моря, сопок, строящихся мостов вертикальные объёмы подчёркивают своеобразие Владивостока, придают ему лёгкость и красоту. И соответствуют характеру города и его жителей. Вертикаль как бы подчёркивает стремление Владивостока ввысь, к солнцу.

– И к лучшей жизни?

– А почему бы и нет?

Автор: Татьяна НАДЕИНА