Ария Лоуренса Оливье на дне морском

На дне озера Ильмень веселье полным ходом! Русалки, водяные, рыбы и колоритный владыка морской и озёрный во главе! С густой зелёной бородой, пузатый, он принимает сегодня в своих палатах новгородского гусляра Садко, купца Федула да трёх гостей заморских –

12 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2454 от 12 дек. 2008
84abb3a975f9cbb7f53f343246b787e9.jpg

На дне озера Ильмень веселье полным ходом! Русалки, водяные, рыбы и колоритный владыка морской и озёрный во главе! С густой зелёной бородой, пузатый, он принимает сегодня в своих палатах новгородского гусляра Садко, купца Федула да трёх гостей заморских – варяжского, восточного и венецианского… Музыка, песни, танцы! На сцене Приморского краевого театра кукол – генеральная репетиция новой сказки «Садко, гусляр новгородский» (а премьера уже завтра, 13 декабря). Сказки красочной, яркой, музыкальной, смешной и мудрой, но былина «Садко» - чтение не для дошколят. Интересно, много ли пришлось театру менять в классическом тексте?


- Пьеса драматурга Михаила Першина, - отвечает на вопрос главный режиссёр Приморского театра кукол Виктор Бусаренко, - была написана для детского театра, причём под большим впечатлением от оперы Римского-Корсакова и фильма Александра Птушко. Замечу, что хотя автор адаптировал, скажем так, героев, внёс изменения в сюжет, превратив, допустим, Садко из купца в гусляра, отчего конфликт в пьесе стал более острым, но в целом суть былины осталась неизменной, а уж опера – так просто цитируется! Например, три знаменитых заморских гостя, по сути, проходят сквозь сюжет, при этом они получили свои имена, характеры…

Разумеется, музыка Римского-Корсакова просто напрашивалась в постановку. И вы её услышите – конечно, немного в изменённом, но вполне узнаваемом виде. Композитор Олег Косарев постарался, не только сохранив музыку Римского-Корсакова, но и создав оригинальные номера для спектакля.

В «Садко, гусляре новгородском» столько волшебства, что эта сказка просто идеально подходит к новогодним праздникам. Она начинается как бытовая комедия, а потом, особенно во втором акте, когда действие перемещается в подводное царство, становится фееричной, зрелищной…

Удивительной красоты куклы были созданы мастерами театра для нового спектакля! Причём, как рассказал Виктор Васильевич, образы главных героев – Садко, его любимой Олёны Федуловны, да и венецианского, к примеру, гостя искались очень долго. В итоге Садко, так сказать, срисован с народного артиста СССР Бориса Тенина, в русской красавице Олёне можно угадать черты юной Натальи Гундаревой, а венецианский гость – вылитый Лоуренс Оливье в роли Ричарда III!

- В этом спектакле мы соединили классических тростевых кукол и технику «чёрного кабинета», - говорит Виктор Бусаренко. – Ведь именно «чёрный кабинет» больше всего подходит для разных чудес, волшебства, превращений и исчезновений. Для того чтобы удачно соединить столь разные техники, мы одели актёров в чёрные бархатные комбинезоны…

Добавим, что в спектакле люди и куклы действуют вместе – заслуженный артист России Владимир Кахно полностью перевоплотился в морского царя, даже зелёная борода из тины смотрится как родная. Собственно, в «Садко» заняты лучшие силы театра – Вадим Перфилов, Оксана Чибиряк, Роман Легкодухов. И все поют! Да как! Отличный вокал, кстати, давно стал визитной карточкой кукольного театра. Разве что Алексей Белов, играющий варяжского гостя Олафа, не осилил басовую партию, и за него с присущим умением перевоплощаться спел главный режиссёр.

В том, что красивый, умный и смелый Садко сможет и на дне морском побывать, и купца жадного обмануть, и за любимую постоять, можно не сомневаться. Сказка, которую к Новому году театр кукол подарит детям и родителям (которые, уверяю, не заскучают), вовлечёт зрителя в мир волшебства, добра и песен. Самый настоящий праздник!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ