Запрет правого руля: верхи могут, низы не хотят

Анализ информационных поводов, поочерёдно появлявшихся в российском медиа-пространстве на прошлой неделе, позволял предположить, что до принятия уже выношенного в правительстве РФ решения обложить иномарки старше пяти лет запретительными таможенными пошли

10 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2452 от 10 дек. 2008
4aa85a1f32e0b7015372e4f1e6a71e2b.jpg

Анализ информационных поводов, поочерёдно появлявшихся в российском медиа-пространстве на прошлой неделе, позволял предположить, что до принятия уже выношенного в правительстве РФ решения обложить иномарки старше пяти лет запретительными таможенными пошлинами (а также повысить ввозные пошлины и на автомобили возрастом от года до пяти) остаются считаные недели, а то и дни. К концу недели выяснилось, что лиха беда начало: перед поклонниками японского секонд-хенда вновь замаячила угроза запрета на импорт праворульных автомобилей уже с 2010 года…

В ожидании бури

Одними из первых тревогу забили приморские автобизнесмены, которых их японские партнёры проинформировали о повышении пошлин, которое, по информации последних, должно произойти уже со дня на день. Слухи – они и есть слухи, но, к примеру, летние прогнозы тех же японцев про введение российскими властями пошлины на ввоз автомобильных кузовов в размере 5000 евро осенью сбылись: росчерком пера премьер-министра Владимира ПУТИНА на ввозе «конструкторов» был поставлен крест. А тут как раз столичные информагентства сообщили о том, что правительство «одобрило проект постановления о повышении пошлин на иномарки, подготовленный Минэкономразвития». Это означает, что фактическое повышение пошлин – вопрос только времени (непонятно только, какого именно промежутка).

В эти же первые дни декабря не заставили себя ждать и другие сообщения «в тему». Первое: 1 декабря президент Дмитрий МЕДВЕДЕВ обсудил с министром промышленности и торговли Виктором ХРИСТЕНКО трудности, возникающие в российском автомобилестроении. «Важно на этом этапе минимизировать риски для тех инвесторов, которые пришли в Россию… и для российских инвесторов… Чтобы инвесторы могли… эффективно работать, предотвращая ввоз в страну подержанной техники и других элементов… от которых страдает так или иначе рынок… На выходе несколько решений правительства, которые будут регулировать режимы доступа на рынок, и меры, которые связаны непосредственно с финансовой специфической поддержкой этой отрасли». Второе: в связи с мировым финансовым кризисом (сегодня в России всё происходит именно «в связи с кризисом») российские банки, как сообщили информагентства, «выдали многомиллиардные кредиты «АвтоВАЗу», «КамАЗу», «ТагАЗу» и Sollers… У группы «ГАЗ» открыт большой кредитный лимит… Также для некоторых автопроизводителей банки согласились на отсрочку платежей». Третье: 2 декабря премьер-министр Владимир Путин провёл совещание на ярославском «Автодизеле».

Появилась, кроме того, информация, что уже 4 декабря в Госдуме рассмотрят законопроект депутатов-единороссов Олега МОРОЗОВА и Николая ГОНЧАРА о поправках в закон «О безопасности дорожного движения», предполагающих разработку некоего технического регламента (а уже в этом регламенте якобы может быть прописан запрет на ввоз в Россию автомобилей с правым рулём).

Всё это позволяло предположить, что вот-вот что-то произойдёт. 4 же декабря Владимир Путин проводил «Прямую линию» с гражданами России, и доподлинно известно, что из Приморья поступило множество вопросов, касающихся именно пошлин и правого руля (кстати, по данным ОАО «Дальсвязь», среди дальневосточных регионов именно Приморье стало наиболее активным, сумев сделать 6219 результативных звонков, тогда как занявшие второе место жители Хабаровского края – 3712). Тем не менее на приморские вопросы премьер-министр отвечать не стал, ограничившись общением с хабаровчанами – причём на другие, хотя, безусловно, тоже весьма актуальные темы.

Нам остался год?

Понятно, что все эти информационные события подогрели ажиотаж в сфере автобизнесменов, причём, судя по сообщениям центральных телеканалов, не только на Дальнем Востоке, но и на дальнем Западе. Кстати, согласно имеющимся в распоряжении «В» данным об экспорте Японией подержанных автомобилей с января по октябрь 2008 года включительно, Россия стала уверенным лидером по объёмам покупок данного товара. За эти десять месяцев через все российские таможни прошло 479686 подержанных автомобилей из Японии, тогда как через таможни Чили, занявшего второе место, – 110522. На третьем месте – Объединённые Арабские Эмираты (83593), на четвёртом с 54808 автомобилями – Новая Зеландия, когда-то считавшаяся лидером в этой сфере, и т. д. Следует заметить, что импорт подержанных японских автомобилей в Россию – «народный бизнес», развившийся исключительно снизу. В минувшую среду во ВГУЭСе даже собрались на «Круглый стол» представители местного автобизнеса, экспертного сообщества и общественных организаций, чтобы обсудить невесёлые перспективы. Рассматривался, помимо прочих, практический вопрос о том, на что переориентировать бизнес в том случае, если автомобильный рынок Приморья рухнет.

4 декабря, в тот же день, когда проходила «Прямая линия» премьер-министра, стало известно о том, что имеют все шансы сбыться самые худшие ожидания. Некоторые политики ранее говорили о том, что в вышеупомянутом техническом регламенте не будут прописаны репрессивные меры в отношении правого руля, но этим словам верили далеко не все. И правильно, оказалось, делали. «В 2010 году в России будет принят технический регламент, который запретит ввоз праворульных машин, автомобилей с красными поворотниками и небезопасных «китайцев». Разработчики признают: эти меры должны защитить не столько автомобилистов, сколько отечественную экономику», – сообщила «Газета.Ru». Как рассказал данному изданию один из разработчиков регламента – заместитель директора Государственного научного центра НАМИ Борис КИСУЛЕНКО, «с момента вступления в силу этого закона праворульные автомобили не смогут получить сертификационное одобрение на эксплуатацию в России… Что касается уже ввезённых и растаможенных машин, то тут закон обратной силы не имеет – они смогут свободно перемещаться по стране до конца их эксплуатационного срока службы». Спасибо, как говорится, что не ударили.

Руководитель российской общественной организации «Свобода выбора» Вячеслав ЛЫСАКОВ сообщил «В», что законодательная инициатива Морозова-Гончара действительно должна была рассматриваться на заседании комитета по транспорту Госдумы 4 декабря, но вопрос в последний момент был снят с повестки дня. Вскоре, однако, он будет так или иначе рассмотрен. Сейчас Лысаков намерен, опираясь на самые различные данные и аргументы, убеждать депутатов в нецелесообразности запрета импорта праворульных машин в Россию. Он попробует добиться встречи с Олегом Морозовым, рассчитывает и на содействие депутатов, избранных от дальневосточных регионов.

Депутаты обещают заступиться

Есть реакция и в Приморье. Принято решение провести 14 декабря очередную всероссийскую акцию протеста против повышения пошлин. На ней будут собраны подписи под очередным обращением к президенту (в котором, в частности, будет предложение в целях поддержки российского автопрома и экономии бюджетных средств в условиях кризиса пересадить весь чиновничий аппарат на продукцию «АвтоВАЗа»), жалобой в прокуратуру, запросом в адрес приморских депутатов Госдумы. О форме, месте и точном времени проведения этого мероприятия мы сообщим дополнительно.

Уже отреагировали и депутаты Законодательного собрания Приморского края. Как сообщили в отделе прессы и информации ЗС, в стенах приморского парламента готовится обращение в правительство РФ и Госдуму. Этот вопрос был рассмотрен на заседании комитета ЗС по региональной политике и законности, в котором приняли участие депутаты Думы Владивостока (с подачи которых, в частности Дмитрия ПЕНЯЗЯ, соответствующая инициатива и попала в краевой парламент), а также вице-губернатор Приморья Николай ВАЧАЕВ. По словам депутата ЗС Леонида ПРЕМИНГЕРА, «речь идёт о возможных поправках в технический регламент. Насколько эти поправки запретят эксплуатацию данных автомобилей, никто точно пока сказать не может. Поэтому депутаты Законодательного собрания сейчас внимательно изучают данные законопроекты. Наша позиция – не впадать в эмоции, истерику, а подготовить взвешенные и действенные шаги для предотвращения запрета праворульных автомобилей. Обращаться в правительство нужно с конкретикой». Оговорившись, что недавние акции протеста были «подогреты определёнными сторонами», вице-спикер ЗС Джамбулат ТЕКИЕВ заверил, что «готовится взвешенный документ, который должен обратить внимание на Дальний Восток, где нет своих автомобильных заводов, где люди объективно не могут приобрести качественные автомобили по доступной цене».

Текст обращения вскоре должен быть рассмотрен на заседании Законодательного собрания. «Я думаю, что депутаты поддержат это обращение. Это неправильно, если решение о запрете правого руля сейчас серьёзно рассматривается в Москве. Оно поспешно и неуместно в условиях нынешних финансовых трудностей. Это касается и вопроса повышения таможенных сборов на закупку автомобилей разного срока давности – от него также можно было бы воздержаться. Я понимаю тех, кто разрабатывает подобные решения – они хотят таким образом пополнить доходную часть бюджета. А мы смотрим на этот вопрос с точки зрения населения, проживающего здесь. Это источник существования значительной части дальневосточников. Я считаю, нет оснований без нужды создавать людям более сложные условия жизни и обижать их», – считает председатель ЗС ПК Виктор ГОРЧАКОВ.

Автор: Василий Авченко Олегович