90 лет в небе

Успехами в боевой учёбе встретил свой 90-летний юбилей 22-й гвардейский истребительный авиационный полк, дислоцирующийся на юге Приморья. В честь этого события здесь прошли праздничные мероприятия.

9 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2451 от 9 дек. 2008
c948b16d4d093b79db22682d15d236e3.jpg

Успехами в боевой учёбе встретил свой 90-летний юбилей 22-й гвардейский истребительный авиационный полк, дислоцирующийся на юге Приморья.

В честь этого события здесь прошли праздничные мероприятия. 4 декабря открылся заметно обновлённый музей боевой славы войсковой части, 5-го в гарнизонном Доме офицеров состоялось торжественное собрание с участием не только личного состава полка, но и его ветеранов. 6 декабря для участников юбилейного торжества были организованы показ авиационной техники и полёты спортивных самолётов РОСТО на аэродроме, а вечером Дворец культуры угольщиков города Артёма принял авиаторов и приглашённых гостей на офицерский бал.


– У нашего полка – действительно славная боевая история, которая берёт свое начало с эскадрильи, воевавшей в составе 25-й Чапаевской дивизии, – говорит его командир гвардии полковник Анатолий ЗОЛОТУХИН. – О ней в праздничный день напомнят и наши ветераны. И по сей день в нашем большом воинском коллективе служат люди, преданные своей профессии. Мы летаем, полк живёт, и это – главное. Радует, что в уходящем году полётов удалось совершить почти в два раза больше, чем в прошлом. Благодаря этому мы поставили на крыло всех лейтенантов – выпускников лётных училищ 2007 года. Многие в полку повысили уровень мастерства. Пятеро стали лётчиками 3-го класса, двое – 2-го, а начальник воздушно-огневой и тактической подготовки полка гвардии майор Станислав КОСОУРОВ и командир авиационной эскадрильи гвардии подполковник Андрей НЕСТЕРОВ получили первоклассную категорию.

То, что истребители стали чаще летать, ещё с весны заметили и жители южного Приморья, нередко наблюдая за серебристыми точками, которые прочерчивают небо над Владивостоком и окрестными городами и сёлами. А лётчики, которые в минувшие годы устали от бесконечного сидения на земле, словно получили новый импульс к активной боевой деятельности. Особенно порадовало офицеров недавнее пополнение полка модернизированными самолётами и возобновление ночных полётов, когда от каждого требуется особое мастерство.

На боевой деятельности полка отразилось, прежде всего, заметное улучшение обеспечения его авиационным топливом. Сейчас каждую неделю в небо поднимаются три-четыре смены истребителей. Это и позволяет в полном объёме готовить тех же молодых авиаторов. Для сравнения: если в 2006 году к полётам после длительного «застоя» приступили всего два молодых лётчика, то в прошлом – уже пять младших офицеров. А в году нынешнем интенсивной лётной практикой охватили всех недавних выпускников училищ. Среди перспективной молодёжи, которая успешно перенимает опыт профессионалов, – штурман-программист полка гвардии капитан Валентин МЕРКУШЕВ, старшие лётчики гвардии старшие лейтенанты Дмитрий ЯШИН и Александр ХАРИН, командир звена гвардии капитан Сергей КУХАРЕВ.

– В лётной части все должны хорошо уметь летать, – убеждён заместитель командира полка по воспитательной работе, лётчик 1-го класса гвардии подполковник Геннадий ЛЕЙБКИНД. – А сейчас у нас появилась реальная возможность постоянно оттачивать навыки пилотажа. И основательно учить молодых лётчиков. Считаю, мало окончить училище и изучить материальную часть, быть бесстрашным и любить небо. Надо научиться понимать истребитель – и тогда пилот становится одним целым с ним. Мы повысили требования не только к своему кадровому составу, но и к выпускникам Краснодарского лётного училища, откуда идёт пополнение.

Полк получил первые восемь СУ-27 СМ, или, как называют их авиаторы, самолеты поколения «4 плюс» в прошлом году, ныне он перевооружён уже на 70 процентов. Прежде летали на «сушке» другого варианта. По словам офицеров, успевших изучить новую машину досконально, модернизация позволила значительно расширить её возможности и по вооружению, и по маневренности, и по практическому потолку полётов, и по скорости. Но самые сильные изменения претерпела радиоэлектроника. Резко увеличился поток информации, которая подается летчику умными приборами.

Естественно, переучиваться на специальных курсах в Липецком центре подготовки лётного состава пришлось всем – от командира полка до рядового пилота. Инженеры и техники получали навыки обслуживания СУ-27 СМ непосредственно на заводе по производству таких машин и в другом полку, который уже эксплуатирует подобную технику.

– Подготовить самолёт и лётчика – это сложнейший процесс, – говорит командир полка гвардии полковник Анатолий Золотухин. – Чтобы выпускник лётного училища стал профессионалом, требуется ещё минимум пять лет интенсивных полетов по 120-150 часов в год. Тогда он будет чувствовать себя в небе спокойно и свободно. Фактически сокращения боевых частей в 90-х годах прошлого столетия, когда досрочно уходили на гражданку высокопрофессиональные лётчики, а также недопоставки топлива, запасных частей, отсутствие исправной авиационной техники привели к сёрьезным пробелам в подготовке таких специалистов. Вот ныне мы и наверстываем упущенное.


Не только сам командир полка умеет виртуозно выполнять фигуры высшего пилотажа, передаёт опыт молодым пилотам. Среди опытнейших наставников, которые занимаются организацией лётной подготовки, – и заместители командира полка гвардии подполковники Руслан ТКАЧЕНКО, Юрий АБРОСИМОВ, старший штурман части гвардии подполковник Дмитрий КАЗАРИНОВ. Прилагают все усилия, чтобы в кратчайшие сроки обслужить технику перед вылетами, заместитель командира полка по инженерно-авиационной службе гвардии подполковник Галиб ГУСЕЙНОВ, начальник группы регламента и ремонта авиадвигателей гвардии майор Александр СОСНОВСКИЙ, старший техник расчёта авиационной эскадрильи гвардии капитан Владимир СЕМЁНОВ, инженер гвардии майор Сергей БОРИСОВ и другие военнослужащие. Так что у полка есть будущее.

~~Экскурс в историю
6 декабря 1918 года в Москве на основании приказа Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Военного флота №96 был сформирован 3-й авиационный отряд. На его вооружении были самолеты «Вуазен» и «Ньюпор», а личный состав набран из моряков Балтики. В мае 1919 года отряд участвовал в боях против армии Колчаком в составе Восточного фронта.

В Великую Отечественную войну он прикрывал с воздуха Тихоокеанский флот, а самые опытные офицеры воевали в действующей армии, четверо стали Героями Советского Союза. За бои с японцами в небе над Китаем, Кореей и Сахалином 103 отважных авиатора получили ордена и медали. В сентябре 1945 года часть стала гвардейской.

Осенью 1951 года полк впервые переучился на реактивную авиатехнику, получив 20 самолетов «МиГ-15», а уже в 1953-м на его вооружение поступила первая партия самолетов «МиГ-17», и лётчики продолжили нести боевое дежурство в системе ПВО.

4 сентября 1954 года гвардии капитан Н. Серебряков в паре с гвардии капитаном П. Касьяновым на самолетах МиГ-17, поднятых из состава дежурных сил, сбили самолет-нарушитель воздушного пространства «Нептун» (США). За боевой подвиг по охране Государственной границы оба лётчика награждены орденами Красного Знамени. С тех пор ни одному самолёту потенциального противника не удалось приблизиться к воздушным рубежам России над Приморьем.

22 февраля 1968 года Указом Президиума Верховного совета СССР за большие заслуги, проявленные в боях по защите государства, успехи в боевой подготовке полк награждён орденом Красного Знамени.

17 октября 2000 года лётчики, прикрывая наши самолёты-разведчики СУ-24 над Японским морем, вскрыли авиационно-ударную группировку американских ВМС во главе с авианосцем «Кити-Хок».

За девять десятилетий полк летал на самолётах «Ньюпор», «Фартри», «Сопвич», «Фарман», «Ваузен», «Фоккер», «И-3», «И-5», «И-15», «И-16», «И-153», «МиГ-3», «Ла-7», «МиГ-17», «МиГ-17 ПФ», «МиГ-19», «Су-9», «Як-25 М», «МиГ-23», «Су-27». Ныне успешно осваивает «СУ-27 СМ».~~

Автор: Константин ЛОБКОВ