Два «авиа» в одном. Но большом

Два крупнейших воздушных перевозчика на Дальнем Востоке по количеству маршрутов, пассажиров, лайнеров, сотрудников – «Владивосток Авиа» и «Дальавиа» в ближайшей перспективе могут объединиться в одну компанию. И в дальнейшем стать региональным субхолдингом

9 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2451 от 9 дек. 2008
14c54dfc98a3e92e5ba44e71777c1c4c.jpg


Два крупнейших воздушных перевозчика на Дальнем Востоке по количеству маршрутов, пассажиров, лайнеров, сотрудников – «Владивосток Авиа» и «Дальавиа» в ближайшей перспективе могут объединиться в одну компанию. И в дальнейшем стать региональным субхолдингом новой авиационной корпорации «Авиалинии России». Об этом корреспонденту «В» сообщил хорошо информированный источник.

Меньше компаний – больше конкуренции

Гражданская авиация страны находится в глубочайшем кризисе. Её основы были заложены в начале 90-х годов прошлого века, когда образовалось множество воздушных перевозчиков. В один момент. Сколько было самолётов на тот период в конкретном аэропорту, столько и вошло в состав образовавшихся компаний. На рынке появились десятки перевозчиков. Однако финансовое благополучие было лишь у считаных игроков. В итоге оказалась нарушенной система безопасности полётов, новые машины не покупались, а старые превращались в хлам, структура обслуживания пассажиров не выдерживала критики.

Администрация президента и правительства решила положить конец вакханалии. И оставить на рынке перевозок только ключевых игроков. В перспективе их окажется меньше десятка по стране с двумя ведущими корпорациями. Это «Аэрофлот – Российские авиалинии», который уже успел на правах «дочек» приобрести несколько региональных предприятий. И замахивался на ведущие компании Дальнего Востока. Тогда заполучить «Владивосток Авиа», «Сахалинские авиалинии» и «Дальавиа» не удалось, теперь «Аэрофлот» желает присоединить S7 («Сибирь») в Новосибирске. Получится или нет, покажет время. Всё будет зависеть от того, какими возможностями и поддержкой на самом верху он располагает.

Конкуренцию «Аэрофлоту» должны составить «Авиалинии России». В него планируется включить компании «Россия» (основные акционеры – правительство страны и мэрия Санкт-Петербурга), «Союз-Атлант» (правительство Москвы), альянс AiRUnion из пяти перевозчиков, включая «Домодедовские авиалинии» и «Красноярские авиалинии», и дальневосточный субхолдинг. По проекту Минтранса у государства в лице «Ростехнологий» останется ведущий пакет акций. Оставшиеся акции передаются столичной мэрии. Проблемы между всеми акционерами должно разрешить Росимущество. Однако этот процесс долгий и сложный. Достаточно вспомнить, что в общем-то простое слияние «Владивосток Авиа» с авиалиниями Хакасии длилось порядка двух лет.

Базовыми аэропортами станут (значимость в порядке убывания): Москва (Внуково), Красноярск (Емельяново), Санкт-Петербург (Пулково), Хабаровск или Владивосток, Самара. Холдингу достанутся воздушный и наземный транспортные парки, ремонтная база, трудовые коллективы. Вот только долги всех участников из числа убыточных компаний «Авиалинии России» не хотят иметь.

В пике

Из перечисленных выше компаний AiRUnion и «Дальавиа» являются банкротами. Первые выполняли рейсы между Приморьем и столичными и сибирскими городами. «Дальавиа» связывало Хабаровск и Владивосток. За последние месяцы тысячи людей пострадали от их недобросовестной работы. У ближайших соседей долги из-за кризиса превысили 2 миллиарда рублей. Компания прекратила продавать билеты по всем направлениям, отказалась оплачивать гостиницы и питание в случае задержек вылетов. Все счета арестованы.

Приморцев обязали оказать помощь хабаровчанам. Первый заместитель гендиректора «Владивосток Авиа» Игорь БАГЕЛЬФЕР был назначен исполняющим обязанности руководителя «Дальавиа». Чтобы не страдали пассажиры, их по имеющимся билетам вывозят к месту назначения чартерными и собственными постоянными рейсами наши самолёты. В случае окончательного объединения на приморских авиаторов ляжет обязанность выполнения не только самодостаточных международных и российских линий, но и выполнение полётов по невыгодным маршрутам в Охотск, Аян, Николаевск-на-Амуре и другие населённые пункты Приамурья.

Всех пилотов «Дальавиа» (а не только эскадрилий убыточных самолётов «Ил-62 М» и «Ан-24») увольняют. Ранее других уведомления об увольнении получили 600 работников авиакомпании, среди которых – бортпроводники и специалисты наземных служб. Понятно, что большинство из них получат работу в создаваемом субхолдинге.

В отношении бывшего руководства авиакомпании возбуждены уголовные дела. Имеющиеся в распоряжении следственных органов материалы говорят о том, что прежние менеджеры допускали необоснованные расходы из бюджета авиакомпании. Хотя сами они заявляют, что причиной кризиса стал необоснованный рост стоимости топлива.

Сейчас готовится проект по созданию единой дальневосточной компании авиаперевозчиков. Что собой будет представлять новая структура, мы узнаем в самое ближайшее время.

Автор: Николай Кутенких Николаевич