Игорь Пушкарёв: Задача номер один – навести порядок

Мэр Владивостока Игорь Пушкарёв подвёл первые итоги работы на своём посту в эксклюзивном интервью «В».

5 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2450 от 5 дек. 2008
7cbefcdf069cb53f9b0371457aac94b0.jpg


Мэр Владивостока Игорь Пушкарёв подвёл первые итоги работы на своём посту в эксклюзивном интервью «В».

– Игорь Сергеевич, вы только что вернулись из Благовещенска, где одновременно проходили Совет при полномочном представителе президента и Совет безопасности РФ. Какие проблемы обсуждались, поделитесь информацией из первых рук.

– Важный вопрос повестки дня – приведение нормативных актов субъектов федерации, муниципальных правовых актов в соответствие с нормами федерального законодательства. Вы знаете, что ещё несколько месяцев назад Устав города Владивостока во многом расходился с федеральным законодательством. Сейчас к нам никаких вопросов нет. Можно сказать, что сегодня Владивосток имеет совершенный и дееспособный Устав.

Другой вопрос касался объявленной президентом борьбы с коррупцией. Здесь мы на верном пути. Правоохранительные структуры совместно со всеми органами власти объединены одной целью – бороться с явлением, которое тормозит развитие экономики. Поставлена задача – не допускать нарушений, проволочек, задержек в принятии решений. Особенно, что касается процедуры проведения конкурсов, тендеров. В нашем случае основная задача – повышать эффективность работы муниципальных органов.

Будем работать, а не ждать кризис

– Очень важно было услышать заявление, что в условиях экономического кризиса государство не сокращает программы по Дальнему Востоку и Забайкалью и, в частности, подпрограмму «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества со странами АТР». Заказы, поставки материалов, выполнение работ – во всём этом делается ставка на российские предприятия, с тем, чтобы дать максимальный толчок экономическому росту нашего региона в реализации всех объявленных ранее государственных программ.

– Возьмём Владивосток. К доморощенным подрядчикам по ходу года относительно качества ведения работ вопросов возникало немало… Есть ли возможность использовать при реализации грандиозных планов услуги зарубежных компаний? Может, в этом есть резон – возьмут дороже, зато сделают на века?

– Безусловно, мы можем привлечь партнёров из-за рубежа. Нам никто не запрещает этого делать. Но, с одной стороны, встаёт вопрос цены, которая с учётом доставки сюда техники и зарубежных специалистов порой становится просто запредельной. С другой – мы сами понимаем: всё-таки нужно стараться, чтобы именно российские компании получали заказы, чтобы все затраченные средства оставались здесь и работали на экономику края. Думаю, ситуацию переломим – и с тем же «Примавтодором», и с другими… Местные компании должны научиться работать по мировым стандартам, в конце концов.

– Бюджет Владивостока, который вот-вот примут, называют социально направленным. Основной его доход формируется из отчислений налогоплательщиков. Однако разразившийся экономический кризис уже напоминает о себе, что даёт основания прогнозировать уменьшение поступлений в казну. Приготовлены ли у администрации города какие-либо «запасные парашюты»?

– Не видим оснований, что доходную часть бюджета не выполним. Более того, реализация подпрограммы развития Владивостока только набирает обороты, и, я думаю, в результате всё это выразится в увеличении поступлений в городскую казну. Кроме того, продолжим работу с работодателями по декларированию реальной заработной платы на предприятиях. Зарплата «в конвертах», надеюсь, скоро станет вчерашним днём. Важно также, чтобы все предприятия, занятые в стройке саммита, регистрировались на территории города Владивостока и платили налоги в городской бюджет. Нас, прежде всего, интересует НДФЛ – налог на доходы физических лиц. Бюджет России принят, приморский бюджет находится в процессе обсуждения и принятия. Нет никаких оснований полагать, что будет какое-то урезание бюджета городского. Хотя в других муниципальных образованиях по стране и даже по краю такие трудности возможны. Предприятия останавливаются, не могут реализовать свою продукцию. То есть негативные явления, связанные с экономическим кризисом, всё же наблюдаются – это надо признать.

У нас, слава богу, в острой форме этого нет. Да, стройки, ведущиеся частниками за счёт коммерческих кредитов, приостанавливаются, зато наращивается «бюджетное» строительство. В частности, тот же комплекс «Снеговая падь» на 17 тысяч квартир. Возьмём в качестве примера и архитектурную планировку полуострова Сапёрного. Следом займёмся планировкой Патрокла. Массовая малоэтажная застройка предусмотрена в районе посёлка Трудовое, на берегу Уссурийского залива. Думаю, что и с бизнесом ситуация наладится. Первый вице-премьер Шувалов отмечает, что колоссальные деньги, которые выделены банкам для поддержки экономики, не дошли до реального сектора по причине обесценивания, недостатка залоговой базы. Поэтому сейчас процедура будет упрощена, и я думаю, что деньги в экономику, в её реальный сектор пойдут. Плюс инициативы о снижении налогов на прибыль, снятие нагрузки на бизнес тоже поспособствуют тому, чтобы частный сектор развивался.

К тому же, смотрите, мы во Владивостоке за последнее время зарегистрировали несколько десятков товариществ собственников жилья. Тоже бизнес, хоть и малый! Причём, на этот самый бизнес государство даёт свои собственные деньги. 450 миллионов придут в край – на ремонт, строительство. А дальше будет ещё больше средств и возможностей. Раньше, допустим, бригада работала у коммерческого подрядчика. Сегодня она также пойдёт в ТСЖ, выиграет конкурс, если сможет предложить лучшие условия. Если раньше коттеджи ремонтировали, то теперь займутся общественными домами – уже за государственные деньги. Таких денег не было никогда – нам их удалось отстоять впервые. К тому же мы рассчитываем получить средства по программе переселения из аварийного жилья. Взамен, само собой, необходимо строить новое. Вот пожалуйста – появятся новые рабочие места.

Я уже не говорю про подготовку инфраструктуры к будущему саммиту АТЭС – миллиарды осваиваются. При этом маховик только начинает раскручиваться. Ведь на Русском острове ещё идёт стадия проектирования – стройки как таковой нет… Для неё же понадобятся тысячи рабочих рук. Поэтому, полагаю, нужно работать, а не сидеть и ждать наступления кризиса.

– Насколько известно, материалы по программе подготовки к 150-летию Владивостока направлены на утверждение в край, в Москву. А это ещё дополнительные инвестиции в город. Есть какие-то подвижки?

– Губернатор одобрил наши предложения и направил их в правительство. Сейчас документы находятся на рассмотрении в правительстве и администрации президента. Там требуется какое-то время, существует определённый порядок. Сейчас в условиях кризиса некоторые программы сворачиваются. Но мы всё же рассчитываем, что получим определённые средства.

Коллеги говорят: Да у вас тут коммунизм!..

– Нехватка детских садов – актуальный вопрос для всех жителей города. В бюджете, насколько известно, на строительство дошкольных учреждений средства не заложены… Как намерены решать проблему?

– Действительно, сейчас практически нет средств в бюджете, чтобы строить садики. При этом в городе имеются заброшенные сады, их нужно достроить. Для этого потребуются значительно меньшие затраты. Данные объекты включили в специальную программу, сейчас пробуем заручиться поддержкой губернатора края о совместном финансировании. Понятно, что львиная доля финансовой нагрузки ляжет на край. Рассчитываем, что в следующем году мы эти садики введём в эксплуатацию. А там, глядишь, кризис минует и сможем приступить к строительству абсолютно новых дошкольных учреждений. Сейчас же, повторюсь, при дефиците средств необходимо ввести те садики, которые есть, – брошенные, недостроенные, используемые не по назначению. По нашим расчётам, там мы сможем принять около 3000 детей. Это немало. Первый детский садик на ул. Русской, к слову, планируем ввести уже в этом году – начале следующего.

– Ещё одна острая тема, которая волнует владивостокцев, – грядущая монетизация транспортных льгот. Не кажется ли вам, что с 1 января не исключены социальные волнения на этот счёт?

– Да, они возможны. И некоторые люди, конечно, будут ущемлены при реализации заявленной реформы. Кто ездил каждый день с пятью-шестью пересадками, конечно, потеряет. Кто меньше ездил или кто вообще не пользовался транспортом – выиграет, получив деньги, которые он раньше не получал и не видел. Поэтому, безусловно, в этом решении будут как сторонники, так и противники.

Но замена льгот деньгами – практика, которую взяла на вооружение вся страна. Скажу вам так: Владивосток – единственный город края, где есть так называемые муниципальные, местные льготники (не говоря уже о федеральных и краевых). Такой категории нет ни в Уссурийске, ни в Находке, ни в Артёме... Наши же будут получать по 150 рублей в месяц. Когда другие мэры узнают об этом факте, удивляются: так у вас вообще коммунизм! Хотя, конечно, многие граждане привыкли к льготам. Вот и я придерживался того, чтобы их сохранить. Но вся страна переходит – это порядок, закон, его следует выполнять. Да и сами перевозчики уже на дыбы встают, поскольку мы от них требуем обновления транспортного парка, чтобы неукоснительно выполняли все условия договоров по маршрутам. Автобусники жалуются, что у них доходов нет, что каждого второго пассажира они перевозят бесплатно, вернее, с маленькой компенсацией… Где-то их тоже понять можно. А главное, так мы сможем требовать с них качественного обслуживания. При этом, подчеркну, на муниципальном транспорте мы такие льготы оставляем.

Персональная ответственность и борьба с волокитой

– Игорь Сергеевич, сейчас то и дело приходится слышать о сокращении чиновничьего аппарата в том или ином регионе. Могут ли оказаться в ближайшее время на пороге центра занятости служащие мэрии Владивостока? Ваше мнение на этот счёт?

– Во-первых, мы не планируем увеличивать численность муниципальных служащих. А вообще считаю: чем меньше этапов, уровней прохождения документов, тем они эффективнее, быстрее принимаются и претворяются в жизнь. Сейчас вводим новую систему документооборота, контроля за исполнительской дисциплиной. Перестраиваем работу финансового управления – новая современная программа позволяет быстро отслеживать и проводить все платёжные документы. В то же время наша задача – не просто сократить, а спокойно, разобравшись, поменять структуру. Для того чтобы повысить её эффективность. И думаю, что в перспективе численность чиновников мэрии, конечно, сократится.

Но это не самоцель. Задача заключается в том, чтобы жители города не жаловались на работу администрации. Чтобы все решения по обращениям граждан принимались быстро. Планируем сократить расходы на содержание муниципальных служащих. Мы не увеличиваем заработную плату, процента на четыре сократятся расходы на содержание аппарата в следующем году. УМИГА, управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры, допустим, разделим на две части. Один сектор займётся градостроительством и архитектурой. Другой – вопросами собственности. Надо понимать, что на данное управление выпало столько работы в связи с грядущим саммитом, чего не было никогда. Горожане по три года не получали ответы из УМИГА, их сейчас отрабатывают. Одновременно занимаются всем, что связано с АТЭС, – выделение земельных участков, градостроительное планирование… Если раньше чиновники управления готовили градостроительный план по четыре месяца, то сейчас за неделю выпускают! При этом штат управления, заметьте, никто не увеличивал.

– Управление городским хозяйством. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы оно эффективнее функционировало?

– С 1 января у нас не должно быть ни одного квадратного метра городской земли, за которую бы не отвечали должностное лицо или организация, курирующие санитарную чистоту и благоустройство. Трубы, канализационные люки, ливнёвки, линии электропередачи – всё должно быть закреплено персонально, и мы сейчас такую работу проводим. Будем усиливать работу административных комиссий, контрольного управления, чтобы в городе был порядок. Почти в три раза увеличили финансирование на санитарную очистку, благоустройство, содержание территорий. Думаю, на качестве управления данные меры должны сказаться.

– Муниципальные унитарные предприятия. Многие возрождены из «пепла». Какие задачи вы перед ними сегодня ставите?

– Смотрите. МУП «Дороги Владивостока» вообще шло к банкротству, да и сейчас у предприятия долгов очень много. До июня МУП не работал в 2008-м ни дня. Мы его запустили. Сейчас они производят самый эффективный ремонт дорог – через ремиксеры, специальные комплексы… Их работа на 30 процентов дешевле конкурентов. Разумеется, речь идёт о подрядах, где этот комплекс в силу своей технологии сможет сработать – то есть на магистральных путях. Таким образом, предприятие возрождено, люди работают, зарплату получают. Да, ситуация остаётся тяжёлой, по мановению волшебной палочки город не даст дорожникам 40 миллионов, чтоб все долги закрыть, но важна динамика. И она положительная. В следующем году МУП уже дополнительно получит технику, займётся благоустройством. Ситуации, когда летом работают, а зимой проедают деньги, впредь не будет. Предприятие будет работать круглый год.

Далее. «ВПЭС» – предприятие электрических сетей. Раньше город вкладывал в него, но всякие ООО «Рога и копыта» забирали половину этих денег себе. А за оставшиеся копейки МУП что-то осветит, что-то подремонтирует... В результате же более 50 процентов улиц, которые должны были быть в порядке, так и оставались без освещения. Сейчас все средства направляем непосредственно на МУП, а результаты уже видны. По сто фонарей в неделю зажигаем.

Тот же «Водоканал». Ранее ливневые канализации никто не обслуживал. Сейчас мы закрепляем данное хозяйство за предприятием, и деньги, которые будем выделять, пойдут напрямую в муниципальное предприятие. Показательно, что «Водоканал» в 2008 году приобрёл 12 единиц техники – такого не было очень давно.

Поэтому предприятия развиваются, не стоят на месте. Хотя вопросов, конечно, много. Сейчас мы договорились о передаче контрольного пакета предприятия «Сигнал» в ведение муниципалитета. В планах – создание отдельной городской управляющей компании, оказывающей качественные услуги, где мэрия будет 100-процентным собственником. Такая потребность есть. Многие жители жалуются на свои управляющие компании. Вот пожалуйста – альтернатива.

Транспорт муниципальный начнём возрождать в следующем году. Главное, чтобы в городе были свои предприятия, которые создадут конкуренцию коммерческим. В итоге повысятся качество и экономическая эффективность, а значит, выиграют горожане.

Ну а некоторые МУПы администрация вынуждена закрывать в связи с тем, что они были созданы для вывода городского имущества. С некоторыми судимся. Некоторые – банкроты, пытаемся спасти, где осталось, городское имущество. Нужен нормальный хозяйственный подход, а просто «уводить» городское имущество, земли, городские деньги я не позволю.

Порядок навели. Приступим к созиданию

– В ноябре у вас случилось знаковое событие – полугодие на посту мэра Владивостока. Что удалось за это время и что не удалось из намеченного ранее?

– В первую очередь радует ситуация по строительству и реконструкции дорог. Мы впервые отремонтировали такое количество объектов за такой короткий срок. В три раза больше вложили в это, чем в прошлом году. По сути, построили ещё одну улицу, соединив Выселковую с Тухачевского. Хотя вопрос качества ремонта считаю открытым. С некоторыми подрядчиками просто не будем заключать договоры в будущем году.

Переломили ситуацию в упомянутом мною УМИГА, где сейчас существенно ускорились прохождение и оформление документов. Люди по ночам работают, но мы не задерживаем реализацию государственных планов.

Восемь лет не могли принять Генплан – мы его приняли.

Несколько лет не могли привести в соответствие с юридическими нормами Устав – мы его привели.

Никто не верил в мае, во время выборов, что когда-нибудь начнётся стройка по АТЭС. Сейчас мы видим, что она идёт полным ходом. Уже в конце декабря строители обещают открыть движение в районе фуникулёра.

Или взять, к примеру, возрождённый летом Градостроительный совет. Сейчас все проектируемые объекты проходят через этот авторитетный экспертный орган, а окончательные решения принимаются публично.

Мы отсудили некоторые скверы, которые предприниматели хотели вырубить и уничтожить. Судебные процессы в данной сфере ещё продолжаются, но положительные решения уже есть.

Я встречался с руководителем Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства Константином Цициным, сотрудники администрации провели колоссальную работу по подготовке документов для включения в федеральную программу. В результате мы впервые получили деньги из Фонда реформирования ЖКХ. Средства напрямую пойдут на ремонт домов. Вводим в эксплуатацию большое количество лифтов. Снесли более 700 незаконно установленных ларьков.

Считаю, что город постепенно становится чище, вообще вопросам благоустройства уделяем повышенное внимание. Хотя сделать надо в десятки раз больше и текущее состояние ЖКХ и санитарного состояния города меня, безусловно, не устраивает.

Какую сферу ни возьми – будь то медицина, образование или муниципальная милиция, везде наблюдаются подвижки к лучшему. Ремонты делаем в больницах, технику закупаем, автомобили…

Одним словом, работа продолжается, многое реализовали. Но не сделано гораздо больше. Хочется, чтобы мы работали быстрее и эффективнее.

Так что курс, который я выбрал ещё во время выборов – навести порядок, привлечь в город средства, заставить работать чиновников, – я продолжаю и сегодня.

Если же называть вещи своими именами, в целом полугодие прошло под знаком ревизии городского хозяйства, наведения элементарного порядка. Теперь же, имея нормальные стартовые позиции, приступим к полноценному созиданию.

Автор: Александр Сырцов Анатольевич