Особенности национальной регистрации

Межрайонное регистрационно-экзаменационное отделение (МРЭО) госавтоинспекции Владивостока уже давно превратилось в настоящую «горячую точку», щедрую на информационные поводы. И неудивительно: именно в МРЭО ГИБДД УВД Владивостока регистрируют автомобили и

2 дек. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2447 от 2 дек. 2008
79ec616e606474f993a1458137999f4f.jpg

Межрайонное регистрационно-экзаменационное отделение (МРЭО) госавтоинспекции Владивостока уже давно превратилось в настоящую «горячую точку», щедрую на информационные поводы.

И неудивительно: именно в МРЭО ГИБДД УВД Владивостока регистрируют автомобили и снимают их с учёта, оформляют замену номерных агрегатов, списывают и т. д. Если учесть, что Владивосток – один из самых автомобильных городов страны и крупнейшая перевалбаза подержанных японских машин, то становится очевидной роль, которую играют для жизнеспособности региональной экономики такие структуры, как таможня и МРЭО. К новостям оттуда автомобилисты (и прежде всего автобизнесмены) прислушиваются с особым вниманием. Нынешняя осень не принесла затишья: из госавтоинспекции поступили сообщения об изменении схемы регистрации автомобилей, а клиенты МРЭО тем временем по-прежнему жалуются на очереди. Хотя на онлайн-конференции, прошедшей на сайте РИА Prima Media около двух месяцев назад, начальник управления ГИБДД Приморского края Валерий КЛОЧКОВ обещал решить все проблемы по регистрации транспорта во Владивостоке уже в октябре.

Горячая осень 2008-го

Ситуация с регистрацией автотранспорта во Владивостоке действительно непроста и зависит от ряда объективных и субъективных факторов. С 10 сентября во Владивостоке были закрыты все четыре действовавших до той поры филиала МРЭО. Они представляли собой «гибриды» госавтоинспекции и коммерческих структур: филиалы взимали за свои услуги дополнительные деньги, которые шли в доход коммерсантов, тогда как сами регистрационные действия в этих филиалах проводили, как и полагается, госавтоинспектора. Хотя услуги филиалов стоили недёшево, они всё равно пользовались популярностью у тех, кто хотел поставить машину на учёт или провести иную процедуру по-быстрому, в соответствии с принципом «время – деньги».

Вот как объясняла мотивы закрытия филиалов пресс-служба краевой госавтоинспекции: «В соответствии с распоряжением начальника УВД по ПК комиссией аппарата УВД в июле-августе 2008 года была проведена проверка обоснованности деятельности регистрационных пунктов в Приморском крае. По результатам проверки комиссией отмечены серьёзные недостатки.

В том числе отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность данных подразделений, договоров с подразделениями вневедомственной охраны, несоответствие технической укреплённости установленным требованиям… Деятельность регистрационных пунктов (филиалов) приостановлена до устранения недостатков». Естественно, после этого весь поток клиентов вынужден был направиться в МРЭО на «Заре», из-за чего в сентябре-октябре там наблюдался настоящий аншлаг. Примерно в это же время стало известно о предстоящем повышении пошлин на шести– и семилетние автомобили, а также о введении запретительного барьера на ввоз автомобильных кузовов (то есть фактически о запрете «конструкторов»). Всё это только подстегнуло ажиотаж. В середине октября была возобновлена работа филиала МРЭО по проспекту 100 лет Владивостоку, 12, а совсем недавно, в середине ноября – по Сипягина, 20а. Однако два филиала – не четыре, а открытия новых пока не предвидится.

С 7 ноября в МРЭО изменили порядок приёма документов на совершение регистрационных действий. Если раньше полагалось сначала предъявить автомобиль для осмотра инспектору, а уже потом сдавать документы в окно, то теперь сначала сдаются документы, а потом осматривается автомобиль. Информагентство «Дейта» сообщило со ссылкой на замначальника отдела автотехнической инспекции и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД по Приморскому краю Ивана ПАЛАТОВСКОГО, что со вступлением в силу новых правил среднее время прохождения регистрационных процедур сократится с «целого дня» до трёх часов. Правда, не все автомобилисты поняли, каким образом новый порядок ускорит время регистрации. Да и очереди в МРЭО по-прежнему остались.

Ажиотаж у окошка

Интересная цифра: оказывается, согласно принятым в стране нормативам на каждые 10 тысяч единиц зарегистрированного автотранспорта полагается один инспектор МРЭО. Во Владивостоке последних сегодня даже больше, чем положено, но справиться с потоком посетителей так, чтобы не возникало очередей, они всё равно не в силах. Ведь наш город – особенный: «Зелёный Угол» для Владивостока, по сути дела, градообразующее предприятие.

В каждом из филиалов были своя площадка осмотра и четыре приёмных окна; в МРЭО на «Заре» сегодня работают пять окон приёма документов и одно окно выдачи. Возможности этого здания по проспекту 100 лет Владивостоку, 144 практически исчерпаны. Правда, говорят информированные источники, теоретически можно напрячься и открыть здесь ещё четыре окна (а может, даже пять). Но для этого нужно провести телефонные линии, закупить компьютеры и т. д., а в конце года

изыскать на это средства просто негде. В филиалах было проще: там рабочие места для инспекторов оборудовали частные структуры.

Ради справедливости следует признать, что руководство МРЭО пытается по мере возможности оптимизировать работу с посетителями. По словам начальника МРЭО Александра ПЕТРОВА, введена шестидневная рабочая неделя. Увеличено время приёма – в частности, отменён «технический час». В каждом окне теперь принимают документы на совершение любого из регистрационных действий.

Как уже сказано выше, претерпела изменения и сама схема взаимодействия инспектора с клиентом: сначала – приём документов, потом – осмотр. Правда, этот шаг, по информации источника «В», направлен не столько на ускорение работы, сколько на ужесточение контроля над самими сотрудниками МРЭО. Не секрет, что после закрытия филиалов коррупционные соблазны в МРЭО обострились: в условиях дефицита предложения автомобилисты стали активнее искать «нетрадиционные» подходы к заветному окну, чтобы побыстрее сдать свои документы, а отдельные инспектора, естественно, стали этим пользоваться. Уже есть факты служебных проверок, направленных на выявление сотрудников МРЭО, которые принимают документы в работу помимо общей очереди – у «своих» коммерсантов. Естественно, эти меры, направленные на создание равных условий, нравятся далеко не всем (причём по обе стороны приёмного окна).

По словам самих милиционеров, в последнее время в очередях нередки случаи торговли местами: человек приходит в МРЭО, записывается в предложенный ему список, а потом слышит от кого-то, что за определённую мзду можно передвинуться ближе к началу очереди. Поэтому сегодня возле окон МРЭО висят объявления о том, что документы принимаются только в порядке живой очереди: никаких списков, говорят милиционеры, составлять не следует. Порой это вызывает различные болезненные коллизии.

Если вернуться к ласкающим слух «трём часам», то следует отметить, что непосредственно на работу с каждым конкретным посетителем МРЭО фактически тратит даже меньше времени – через каждое окно в день проходит 30-35 человек. Но из-за имеющегося ажиотажа общее время ожидания, разумеется, гораздо больше. Хотя ещё в прошлом году одна из столичных комиссий пришла к выводу, что наше МРЭО работает даже чересчур быстро, что чревато ошибками при оформлении документов…

Не было бы счастья, да кризис поможет?

Остаётся констатировать, что борьба с разного рода нарушениями порой приводит только к ухудшению ситуации. Не далее чем в начале ноября главный приморский госавтоинспектор Валерий Клочков сообщил, что ввиду наплыва посетителей в МРЭО введён специальный приёмный день для ветеранов и инвалидов – понедельник. Однако после реакции прокуратуры стариков лишили «их» дня: не положено, условия должны быть равными для всех. Другой пример: в том же МРЭО ранее имелись касса и окна дополнительных услуг, куда при желании можно было отдать свои документы для заполнения. После вмешательства прокуратуры закрылись и эти окна: в помещении государственной структуры не должна вестись коммерческая деятельность. С точки зрения буквы закона – всё правильно; но в итоге создаются дополнительные сложности, что только увеличивает общее время прохождения регистрационных процедур. Одним словом – хотим как лучше, а получается как всегда.

Ликвидация филиалов МРЭО – классический пример того, как вместе с водой выплеснули и ребёнка. Нарушения нарушениями, но в тех же Москве и Санкт-Петербурге подобные филиалы всё-таки действуют. И если возможности нашего МРЭО ограничены и государство не в силах обеспечить достаточное для Владивостока количество «бесплатных» приёмных окон, то стоило ли объявлять охоту на коммерсантов, зарабатывавших на регистрационных процедурах? Кто хотел – отправлялся в МРЭО на «Зарю», а кто был готов доплатить и сэкономить время – ехал в филиал…

Решения об открытии новых филиалов принимаются не на уровне самого МРЭО. Но дойдут ли в ближайшее время руки милицейских и иных начальников до этого вопроса – далеко не факт. Хотя бы потому, что Приморье не осталось в стороне от мирового финансового кризиса. Ещё в сентябре автодилеры с «Зелёного Угла» объявили о снижении объёма продаж. С середины ноября прикрыт ввоз «конструкторов». Вот-вот повысят пошлины на ввоз шести– и семилетних иномарок. Всё это позволяет предположить, что автомобильный рынок Владивостока впадёт в депрессию и очереди в МРЭО уже в декабре-январе рассосутся сами собой.

Автор: Василий Авченко Олегович