Льготники перейдут на наличные

Те, кто пользовался льготным, а то и вовсе бесплатным проездом в городском и пригородном транспорте, сейчас внимательно следят за информацией о предстоящих изменениях в социальной политике края. Окончательно пока не решено, какие именно суммы выдадут на р

26 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2444 от 26 нояб. 2008
d3f9401b9ec7e2a3436c7754509300ba.jpg


Те, кто пользовался льготным, а то и вовсе бесплатным проездом в городском и пригородном транспорте, сейчас внимательно следят за информацией о предстоящих изменениях в социальной политике края.

Окончательно пока не решено, какие именно суммы выдадут на руки вместо нынешних скидок на оплату поездок. Но то, что грядёт очередной этап «монетизации» и с нового года остававшиеся ещё «натуральные» транспортные льготы так же, как и все остальные, будут заменены денежными выплатами, сомневаться уже не приходится. И конечно же многие боятся, как бы заурядная поездка в автобусе не превратилась после этого в непозволительную роскошь.

Итак, какие суммы денежных компенсаций на проезд фигурируют на сегодня (бюджетные расходы на эти цели, а значит, и размер выплат утверждать в конечном счёте краевым и городским депутатам).

«В» уже сообщал, что администрация Владивостока предлагает выплачивать из городского бюджета пенсионерам по 150 рублей в месяц, студентам вузов, учащимся начальных и средних учебных заведений дневной формы обучения, а также школьникам из малообеспеченных семей – по 100 рублей. «Просто» пенсионеры (в том числе военные), не имеющие никакого особенного статуса, и другие названные категории официально не являются льготными и не включены ни в федеральный, ни в региональный регистры. Поэтому если им и могут быть установлены выплаты, то только на уровне муниципального образования. Однако такое право имеют лишь те муниципалитеты, дотационность бюджетов которых не превышает 20 процентов. Владивосток входит в это число.

~~Справка «В»
Напомним, что в федеральный регистр льготных категорий граждан включены инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий, участники войны, инвалиды по общему заболеванию и различные категории пострадавших (от радиационных аварий и т.д.). Обязательства государства по отношению к этой группе льготников выполняются через федеральный бюджет. А так называемые краевые льготники – это ветераны труда, труженики тыла, репрессированные и пострадавшие от репрессий. Социальная помощь им оказывается из бюджета края.

В Приморье проживает примерно одинаковое число льготников краевого и федерального регистров – более чем по 160 тысяч человек.~~

Теперь о том, какие суммы транспортных доплат краевым льготникам были вынесены на обсуждение Законодательного собрания Приморского края администрацией края. Об этом рассказала директор департамента социальной защиты населения Лилия ЛАВРЕНТЬЕВА.

– Лилия Фёдоровна, можно говорить о том, что «монетизация» подходит к концу и транспортные льготы – последние, которые предстоит заменить денежными выплатами?

– Тут необходимо сделать немаловажную оговорку. По существу с 1 января 2005 года все скидки (за исключением полагавшихся на оплату жилищно-коммунальных услуг) уже были заменены деньгами, включая существовавшие раньше на проезд в городском, пригородном и междугородном сообщении. Вместо «натуральных» льгот была установлена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), и в неё была заложена транспортная составляющая.

Но тогда же – с 1 января 2005 года – в Приморье были приняты дополнительные меры социальной поддержки краевых льготников: установлена 50-процентная скидка оплаты проезда на городском, пригородном транспорте и на междугородных автобусных маршрутах. Помимо этого им была предоставлена возможность со скидкой приобретать билет выходного дня на пригородные электрички. Выпадающие в результате этого доходы перевозчиков возмещались из бюджета самим предприятиям, в том числе железной дороге.

Но бюджетное законодательство изменилось. И теперь Бюджетный кодекс запрещает субъектам РФ покрывать предприятиям расходы, по сути дела – финансировать их. Поэтому все социальные выплаты должны получать на руки сами граждане. С 1 августа нынешнего года уже произошла замена скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг «живыми» деньгами. А с 1 января 2009 года денежными выплатами должны быть заменены и транспортные скидки, которые дополнительно имели наши льготники.

Вместо снижения оплаты поездок в городском и пригородном транспорте мы предлагаем увеличить транспортную составляющую в ежемесячных денежных выплатах краевых льготников с сегодняшней суммы до 377 рублей. Что касается межгорода, то вполне приемлемо изменить лишь сам механизм предоставления 50-процентной скидки на оплату поездок. Льготнику нужно будет самому купить билет за полную стоимость, а потом получить возмещение половины его цены через единое социальное окно. Примерно то же самое – при поездках по железной дороге. Льготник покупает билет выходного дня или месячный проездной (на его усмотрение – в этом мы предлагаем расширить права льготников) и позже опять-таки предоставляет его в единое социальное окно. Деньги за половину стоимости проездного билета будут переведены на счёт в банке льготника или доставлены ему почтой (по желанию).

Хочу сказать, что сеть единых социальных окон уже достаточно широко развита по краю, на сегодня их насчитывается 248. Поэтому сдать билеты можно будет без проблем.

– А по проезду федеральных льготников ожидаются какие-то изменения?

– Эта категория граждан получает ежемесячные денежные выплаты из федерального бюджета через Пенсионный фонд, и перед ними у края вроде бы нет никаких обязательств. Тем не менее мы предлагаем предоставлять ежемесячную выплату из краевого бюджета на проезд и федеральным льготникам тоже. Кроме того, предлагаем сохранить для них возмещение расходов на междугородных маршрутах автомобильного и водного транспорта.

Депутаты Законодательного собрания Приморского края уже рассмотрели в первом чтении закон «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (вновь вопрос будет подниматься на декабрьской сессии). По предварительным подсчётам, только компенсирование транспортных льгот потребует 455 миллионов рублей из краевого бюджета (на 261 миллион больше, чем в нынешнем году).

– Судя по редакционной почте, больше всего опасаются отмены скидок на проезд жители крупных городов края, в том числе Владивостока. Оно и понятно: город – не село, и тут пешком никуда не доберёшься.

– По подсчётам специалистов, сегодня более 60 процентов краевых и федеральных льготников не пользуются льготным проездом, а значит, скорее всего, не нуждаются в нём. И всё-таки нельзя одним предоставлять денежные выплаты на проезд, а другим – нет. Все льготники получили свой статус не просто так, а оправданно и заслуженно. Поэтому и деньги должны выплачиваться абсолютно всем.

Во Владивостоке часть льготных категорий граждан до сих пор имела право бесплатного проезда по городу (половина его стоимости компенсировалась из краевого бюджета, ещё половина – из бюджета города). Предполагаемые денежные выплаты также покроют расходы по большому количеству поездок в месяц. Если к тому же троллейбусы и трамваи, как обещает глава города, останутся для льготников бесплатными, то это станет для многих хорошим подспорьем.

Надеемся, что наконец-то наших уважаемых и почтенных льготников перестанут оскорблять водители автобусов. Ведь они так же, как и другие пассажиры, будут оплачивать свой проезд наличными.

Автор: Надежда БРАЖИНА