Магазины пошли в минус

Из-за финансового кризиса, который повлёк за собой снижение объёма продаж, розничные предприятия покидают торговые центры и обособленные точки. Другие продавцы активно ведут переговоры о снижении арендных ставок.

25 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2443 от 25 нояб. 2008

Из-за финансового кризиса, который повлёк за собой снижение объёма продаж, розничные предприятия покидают торговые центры и обособленные точки. Другие продавцы активно ведут переговоры о снижении арендных ставок.

Особенно незавидное положение у тех ТЦ, которые и так не считались привлекательным местом для аренды. Так, сначала вроде бы заимевший успех ТЦ «Алеутский» через некоторое время начали покидать арендаторы. По сей день там наблюдаются пустые павильоны. Понятно, что владельцы ТЦ делали ставку на престижность района, однако он не возымел успеха и большой посещаемости из-за небольших площадей, отсутствия мест парковки и близости таких крупных ТЦ, как «Центральный» и Clover House. Не популярен с точки зрения аренды и сравнительно недавно открывшийся ТЦ «Авангард». Покидают арендаторы и такие торговые центры, как «Искра» и «Галерея». Однако в качестве причины можно назвать совпадение случайностей. С одной стороны, в городе открылись и успешно функционируют большие торговые центры, куда потребителям удобно ходить, совершая целый ряд разноплановых покупок. С другой стороны, в сфере торговли снижается объём продаж, однако договориться с арендодателями о снижении арендных платежей зачастую очень трудно.

- В условиях нестабильной экономической ситуации основная работа компании направлена на повышение эффективности сети и оптимизацию издержек, прежде всего – снижение арендной платы, которая сейчас явно завышена, - говорит управляющий ДВ филиалом компании «Евросеть» Сергей ХЛЫСТОВ. - Если стоимость аренды не поменяется, то мы будем рассматривать вопрос о целесообразности содержания некоторых точек, а также о перенесении их в более выгодные для нас места. Все неэффективные салоны однозначно будут закрыты. Сохранить количество салонов на прежнем уровне можно лишь при условии сокращения арендных ставок как минимум на 20 процентов. При неизменных арендных ставках розничный бизнес становится нерентабельным. От закрытия салонов никто не выиграет, но мы будем вынуждены пойти на этот шаг ради сохранения бизнеса.

По мнению экспертов, если вопрос снижения арендных ставок всё же не будет решён, количество салонов у всех ритейлеров может сократиться на 10-15 процентов. Причём прежде всего это коснётся тех, у кого существует представительная сеть по всему краю.

Между тем некоторые точки продаж уже стали «неэффективными». Это значит, что расходы там превышают доходы. К слову, к основным расходам на точку продаж относятся арендные платежи и зарплата сотрудникам. Это касается прежде всего точек, находящихся в спальных и отдалённых районах, где «проходимость» потребителей невысока. По мнению экспертов, выручки в таких местах уже сократились на 30-50 процентов, соответственно, часть из них стала работать в убыток. Конечно, предприниматели, закрывая свои магазины, сократят издержки, но в проигрыше как всегда останутся потребители, которые будут лишены дополнительного сервиса в виде «магазина возле дома».

- Вообще арендаторы всегда будут вести переговоры о снижении арендных платежей, - комментирует ситуацию директор Дальневосточного маркетингового центра Сергей КОСИКОВ. – Да, во Владивостоке не самые низкие арендные платежи. Московские компании проводили соответствующие исследования и пришли к выводу, что цена аренды во Владивостоке должна быть в два раза ниже. Однако не думаю, что снижение аренды произойдёт. Да, кое с кем этот вопрос будет решаться индивидуально: может, кто-то из владельцев площадей в торговых центрах пойдёт предпринимателям навстречу, понимая, что у них сейчас снизились обороты, уменьшаются штаты сотрудников. Кроме того, уже есть тенденция, когда московские компании решают закрыть владивостокские представительства, сворачивают деятельность и опустошают площади в коммерческих зданиях.

Что касается строящейся коммерческой недвижимости, то уже готовились к вводу в эксплуатацию несколько зданий, но сейчас этот процесс «заморожен». Помимо финансового кризиса виной этому стала перенасыщенность торговыми центрами, тем более «одноформатными». Если ещё 3-4 года назад ТЦ были заполнены на 100 процентов, то сегодня – максимум на 70. Вообще финансовый кризис для сферы ритейла в конечном счёте сыграет положительную роль. Маленькие неудобные магазинчики исчезнут. В торговле, в сфере офисной и торговой недвижимости будут применяться новые подходы, новые проекты. Бизнес в целом оздоровится, что приведёт к значительному улучшению сервиса.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна