«Бюджетные желания» и реалии финансового кризиса

Ноябрьская сессия Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК), состоявшаяся 18 ноября, львиную долю времени своей работы уделила второму чтению бюджетного законопроекта. Это и понятно – без «прописки» в бюджете самые благие намерения депутатов риск

20 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2441 от 20 нояб. 2008
24942918c2e7fd1f818b2372dc3aadcd.jpg


Ноябрьская сессия Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК), состоявшаяся 18 ноября, львиную долю времени своей работы уделила второму чтению бюджетного законопроекта. Это и понятно – без «прописки» в бюджете самые благие намерения депутатов рискуют остаться только досужими мечтаниями. В результате с немалым трудом приморским законодателям всё же удалось найти компромиссные решения: проект бюджета-2009 был утверждён двадцать одним голосом при требуемых двадцати.

В ходе традиционного брифинга перед открытием сессии председатель приморского парламента Виктор ГОРЧАКОВ так охарактеризовал трудности, с которыми столкнулись депутаты при работе над бюджетом в этом году: «Вопрос горячий и спорный, так как желаний гораздо больше, чем краевых средств. Мировой финансовый кризис настраивает законодателей на более сдержанное отношение к финансовому планированию. Несмотря на ряд успокоительных заявлений компетентных лиц, кризис всё же затрагивает экономику Российской Федерации и в том числе Приморского края».

Неудивительно, что компромиссность принятых решений, по определению не способных устроить все стороны и все запросы, заставила возложить надежды по увеличению расходов на ближайшее будущее. Главный финансист края, первый вице-губернатор Александр КОСТЕНКО вынужден был сказать об этом прямо: «У нас есть предварительные договорённости по изменению параметров финансирования программ по дорожному и сельскому хозяйству, и мы учтём необходимость увеличения сумм финансирования при корректировке бюджета в январе-феврале следующего года».

Тем не менее в числе 58 подготовленных ко второму чтению поправок был принят ряд таких, которые депутаты могут занести себе в актив как социально значимые. Именно по инициативе законодателей 10 миллионов 337 тысяч рублей предусмотрено на проведение капитального ремонта Владивостокского госпиталя ветеранов войн, 9 миллионов 200 рублей – на субсидии общественным организациям ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Дополнительные 59,5 миллиона рублей поступят в бюджетный раздел «Образование» на обеспечение деятельности краевой школы-интерната для одарённых детей. Не забыты и дороги местного значения в муниципальных образованиях: на их ремонт будут направлены 400 миллионов руб. в виде межбюджетных трансфертов. Бюджетную надбавку получат такие актуальные для продовольственной безопасности Приморья статьи расходов, как краевая целевая программа «Развитие сельскохозяйственного производства» (техническое переоснащение сельскохозяйственного производства и приобретение племенного скота) - 31,4 млн. руб. С другой стороны, по принципу «не хлебом единым» 14 миллионов рублей удалось предусмотреть на ремонт театра им. Горького.


Однако следует признать, что никакого бюджета не хватит ни на что, если не принимать мер по противодействию коррупции. Приморские законодатели вполне отдавали себе в этом отчёт, когда ещё летом, опережая Государственную думу, приступили к работе над соответствующим законом. На сентябрьской сессии ЗС ПК законопроект «О противодействии коррупции в Приморском крае» был принят в первом чтении, при этом Госдума провела первое чтение пакета федеральных антикоррупционных законов только в ноябре. Параллельно с рассмотрением в столице федерального закона «О противодействии коррупции» краевые парламентарии готовятся к принятию краевого закона во втором и третьем чтениях.

В целом сразу четыре вопроса ноябрьского заседания ЗС ПК были посвящены противодействию коррупции. В том числе законодатели обсудили «рамочные» федеральные антикоррупционные закоы, предусматривающие предупреждения, профилактику и ужесточение ответственности за преступления во властной сфере. Всего их четыре: базовый закон «О противодействии коррупции», законопроект, вносящий поправки в закон «О правительстве РФ», и два закона, вносящие поправки в 25 федеральных законов. Депутаты убедились в том, что двигались в правильном направлении: ключевые положения базового федерального закона практически идентичны приморским наработкам.

А практическим решением сессии в этой области стало создание комиссии краевого парламента для анализа всех приморских законопроектов на коррупционную составляющую. В состав комиссии ЗС ПК по противодействию коррупции избраны депутаты: Виктор Горчаков, Виктор ПИНСКИЙ, Виктор РЕВА, Сергей СИДОРЕНКО и Владимир БЕСПАЛОВ. В число задач рабочей группы вошла также доработка проекта краевого антикоррупционного закона в соответствии с нормами, прописанными в проектах федеральных законов, для его представления к обсуждению во втором чтении на сессии краевого парламента.

«В» уже сообщал о готовящемся в комитетах краевого парламента увеличении размера единовременных денежных выплат льготным категориям населения которые затронут 162 тысячи приморских льготников. На ноябрьской сессии законодатели приняли в первом чтении соответствующие изменения в краевой закон «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края». Изменения предполагают увеличение размера денежных выплат всем льготным категориям: ветеранам труда и жертвам политических репрессий - с 425 рублей до 545 рублей, труженикам тыла – с 545 до 605 рублей, работникам бюджетной сферы, проживающим в домах с центральным отоплением, - с 1210 рублей до 1355 рублей, с печным отоплением - с 420 до 470 рублей.

В эти суммы входит и транспортная составляющая с учётом того, что с 1 января 2009 года планируется заменить социальную поддержку в виде 50-процентной скидки по оплате проезда на общественном транспорте городских и пригородных маршрутов на денежные выплаты. На заседании была выслушана точка зрения самих получателей льгот в лице председателя краевого совета ветеранов Анатолия БУЛЫГИНА: «Мы не против замены 50-процентной льготы на проезд, сейчас разговор идёт лишь о размере компенсации. Краевой совет ветеранов вышел с предложением – минимальная плата за проезд должна составлять не менее 300 рублей». Такая сумма устроит даже горожан, пользующихся общественным транспортом значительно интенсивнее, чем жители села. Депутаты согласились с этим пожеланием и решили уделить особое внимание уточнению суммы компенсации в процедуре второго чтения законопроекта.

В рамках краевого закона «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» предусмотрена уникальная для российских регионов мера государственной поддержки семьям, где одновременно родилось трое и больше детей. Теперь каждая приморская семья, в которой одновременно родились тройняшки (сегодня таковых в Приморье пять), сможет оформить субсидии на приобретение жилья, поскольку под это закладывается бюджетное финансирование. Жилое помещение будет предоставляться по месту жительства исходя из расчёта 18 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи, то есть квартира площадью не менее 80 квадратных метров.

В условиях финансового кризиса, который прежде всего поражает крупнейшие финансовые институты и корпорации, существенно возрастает роль малого и среднего бизнеса, способного вытянуть экономику, как это уже было в России в 20-х годах в рамках «новой экономической политики» (НЭП). На это обстоятельство обратил внимание вице-спикер Джамбулат ТЕКИЕВ при обсуждении краевой целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае на 2008-2010 годы». Ещё на октябрьской сессии ЗС ПК законопроект вызвал бурные дискуссии из-за несоответствия актуальности самой программы и её финансового обеспечения, следствием чего стало уточнение её параметров при участии самих предпринимателей. В работе профильного комитета, в частности, приняла участие Марина ШЕМИЛИНА, председатель Общественного совета предпринимателей Приморья. В результате на ноябрьской сессии программа была принята с учётом высказанных пожеланий, а в бюджетном законопроекте заложили 9 миллионов 400 тысяч рублей на её финансирование, прежде всего на кредитную работу.

~~Справка «В»
Проект краевого бюджета на 2009 год предлагается по доходам в сумме 48 839 млн. рублей, по расходам – 51 201 млн. рублей, при дефиците в объёме 2 362 млн. рублей (6,85 процента при допустимых бюджетным законодательством 10 проц.). Расходы краевого бюджета по разделам распределены следующим образом:

По общегосударственным вопросам – 2 млрд. 265 млн. 805,6 тыс. рублей. Национальная оборона – 500 тыс. рублей. Национальная безопасность и правоохранительные органы – 4 млрд. 401 млн. 645,4 тыс. рублей. Национальная экономика – 6 млрд. 672 млн. 909,2 тыс. рублей. Жилищно-коммунальное хозяйство – 2 млрд. 508 млн. 963,3 тыс. рублей. Охрана окружающей среды – 54 млн. 404,1 тыс. рублей. Образование – 2 млрд. 680 млн. 740,9 тыс. рублей. Здравоохранение, физическая культура и спорт – 5 млрд. 426 млн. 183,8 тыс. рублей. Социальная политика – 10 млрд. 168 млн. 938,5 тыс. рублей. Культура, кинематография и СМИ – 791 млн. 372 тыс. рублей. Межбюджетные трансферты (поддержка муниципальных бюджетов) – 16 млрд. 229 млн. 520,2 тыс. рублей.~~

Автор: Александр Карташов Анисимович