На другой стороне пролива

Катер, рассекая волны и морской бриз, за двадцать минут доставил нас – репортёров «В» – из Владивостока в посёлок Поспелово. Мы ехали в гости к коллективу механизированной колонны, развернувшей в октябре масштабные земляные работы на острове Русском. Посл

14 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2438 от 14 нояб. 2008
b8415a7cb6c497a8a22ea8837532b20e.jpg


Катер, рассекая волны и морской бриз, за двадцать минут доставил нас – репортёров «В» – из Владивостока в посёлок Поспелово. Мы ехали в гости к коллективу механизированной колонны, развернувшей в октябре масштабные земляные работы на острове Русском. После изыскателей и проектировщиков этот коллектив первым на полуострове Сапёрном взялся за строительство автомобильного моста через пролив Босфор-Восточный.

На пирсе нас встречает прораб Виктор Попов. Обмениваемся крепким рукопожатием. И тут меня – гурана родом из Даурии – ожидает приятный сюрприз: вся команда подрядчиков из Забайкалья. А забайкальцы не только близки дальневосточникам географически, но точно так же и до работы охочие.

Как потопаешь…

Первым делом на «КамАЗе»-вахтовке нас везут к мысу Новосильскому. До сих пор доводилось наблюдать за этой частью Русского только со стороны материка. Теперь же – с противоположной стороны – открывается фронт работ на полуострове Назимова во Владивостоке. Однако расстояние делает картинку «игрушечной». Зато чётко видно, что успела сделать за месяц мехколонна на острове.

Виктор Андреевич по-хозяйски показывает окрестности.

– Сейчас мы стоим на месте 12-й опоры. 7-й «островной» пилон, на который от 6-го «материкового» пилона ляжет основной пролёт моста, разместится на искусственном острове. Также «в воде» будут 8, 9 и 10-я опоры. Между 5-й и 10-й опорами будет металл. И лишь через 200 с лишним метров от береговой черты начнётся собственно сама дорога на грунтовой «подушке» к конгресс-холлу и другим объектам саммита. Ниже нас на месте 11-й опоры экскаватор (рычагами виртуозно управляет Александр Железняков) выбирает грунт, самосвалами его вывозят на отсыпку площадки под основание нового бетонного завода. Кстати, сам мост проляжет неподалёку от артиллерийской батареи – исторического памятника, который останется в неприкосновенности, и желающие смогут им полюбоваться по завершении строительства. Сейчас этот участок закрыт для посещения из-за соблюдения требований техники безопасности. Безопасности вообще уделяют повышенное внимание.

~~Справка «В»
Всего на острове Русском под строительство моста, подъездных путей и прилегающих автомобильных дорог выделено 30 гектаров земли. После завершения всех работ мехколонне предстоит заняться рекультивацией на местах перемещённого грунта и благоустройством прилегающих территорий.~~

На Русском трудится ЗАО «Мостдорстрой», базирующееся в Забайкальском крае. Специалистов собирали с действующих участков в Абакане (Хакасия), Февральске (Амурская область), Чите и на некоторых других объектах. А им и не привыкать: из одной командировки в другую, оставляя после себя местным жителям готовые к эксплуатации мосты, тоннели, дороги. Все знакомы между собой много лет, полностью доверяют друг другу.

Техника вся своя. Самосвалы приехали в Приморье своим ходом, а тяжёлую технику, вагончики для проживания, кухню и баню, шиномонтаж и ремонтную мастерскую доставили на платформах. При этом предприятие прямо в Приморье покупает современные экскаваторы и бульдозеры импортного производства, собирает их, заливает топливом и отправляет на работу. На каждую новую единицу вызывается опытный механизатор. Вообще-то здесь каждый специалист – мастер на все руки: может управлять любым техническим средством, ремонтировать или монтировать всякую технику, но постоянно трудится на закреплённом за ним самосвале, тракторе или экскаваторе. Сейчас задействованы порядка двух десятков японских и отечественных самосвалов, шесть экскаваторов и три бульдозера (скоро к ним присоединится ещё один). Интересный факт. Самосвалы «Исузу» получали чуть более 5 лет назад во Владивостоке. Перегоняли своим ходом к местам работ. Таким образом, они добрались… до Калининграда, а теперь, получается, вернулись обратно.

Работать мехколонне на Русском предстоит почти до самой сдачи моста в эксплуатацию. На сегодняшний день трудятся 35 человек, работают они в одну смену с 8 часов утра до 20 часов вечера с перерывами на обед и полдник. По мере увеличения объёмов будет расширяться и команда, а со следующего года придётся работать круглосуточно. Люди в Приморье приезжают вахтовым методом – месяц на Русском, месяц дома. Все довольны, заработок людей устраивает, жалоб нет.

Следующим объектом «экскурсии» стала площадка для будущего бетонного завода и открытых складов под инертные грузы. Для подъёма опор понадобится очень много качественного бетона. Поэтому новое предприятие будет производить 150 кубометров в час. Рядом планируется складировать песок, щебень и цемент, различные металлические конструкции и арматуру. По соседству появятся новые пирсы с глубинами от 6 метров, рассчитанные на одновременную выгрузку сразу трёх самоходных барж грузоподъёмностью не менее тысячи тонн. А пока что на месте проектной пристани производятся археологические раскопки.

Разрабатываемый сейчас участок находится в низине и слегка заболочен. К тому же по нему протекал ручей. Поэтому первым делом была прорыта обводная траншея, по которой сточные воды сбрасываются в море. Несколько экскаваторов уже практически сняли верхний слой торфяного грунта. Его вывозят в заброшенный отвал. На расчищенное место завозится скальный грунт, снятый на месте будущих опор. Каждый день перемещается до 2 тысяч кубометров грунта, который на новом месте выравнивается и укатывается катком.

Однако основной объём работ начнётся с прокладки прибрежной дороги от Поспелова до мыса Новосильского длиной около километра; а потом по ней станут возить скальный грунт для отсыпки искусственного острова. После чего туда зайдут монтажники.

Справедливости ради заметим, что помимо мехколонны на острове находятся сотрудники Дальневосточной горно-строительной компании. Они занимаются рубкой леса и расчисткой площадки от древесины.

…Так и полопаешь

На территории плаца бывшей школы боцманов Тихоокеанского флота разместился производственно-жилой городок мостовиков-дорожников. На фоне разрушенных казарм и уцелевших поблёкших плакатов стоят друг против друга симпатичные сборные домики. В центре – флагшток, на котором развевается российский триколор.

Электричество собственное – от дизель-электростанции. Имеются мастерские, склады для запчастей и инструментов, шиномонтаж. Здесь же собирают новую технику. В конце рабочего дня на плацу выстраивается техника. На всякий случай приставлена охрана. К ним уже прибились собаки, которые также несут караульную службу за положенные харчи. С животными вообще полный порядок. В столовой хозяйничает кошка. А недавно экскаватор чуть не зацепил ковшом ёжика, зарывшегося в рыхлую землю. Принесли в городок, отпоили молочком. Теперь ёж – полноправный член команды.

С питанием проблем нет. Поварихи Светлана и Олеся за много лет узнали вкусы работников. Конечно, изысков нет, но всё вкусно, разнообразно и питательно. Продукты только свежие, их постоянно завозят «вахтовкой» с материка. Деньги на покупку продовольствия собирают поровну со всех, как правило, суточных вполне хватает. На острове покупают только хлеб, прямо в пекарне, он значительно дешевле, чем в городских магазинах, и, как говорится, ещё горячий.

Походная баня играет в жизни строителей очень важную роль. Топят её дважды в день, поэтому проблем с горячей водой не бывает. Пока листва с дубов на Русском не облетела, ребята успели заготовить веники. Каменка в парилке, как ей и положено, обложена камнем, знатоки хвалят – пар хорошо держит.

Люди живут в уютных вагончиках. В домике по два кубрика для четырёх человек в каждом (наподобие купе). Сергей Хазанов гостеприимно показал своё временное жильё. Кровати в два этажа, рядом рундуки для личных вещей и одежды. Между двумя кубриками комнатка-бытовка. Там – умывальник, стол с чайными принадлежностями, телевизор, вешалки для верхней одежды. Отапливаются помещения масляными радиаторами.

Скучать не приходится, да и некогда. После тяжёлой работы сил хватает помыться, поужинать, побродить по острову с его уникальной природой, телевизор чуть посмотреть или книжку почитать на сон грядущий. Пока тепло было, кто помоложе успевал до и после смены сбегать к морю, окунуться в солёные воды. Дисциплина на участке очень крепкая, спиртного или прогулов не бывает в принципе. Рабочие с местными жителями живут дружно. Поспеловцы даже угощают командировочных своими уловами, благо в море рыбы много.

– Ко мне уже жена приезжала на три дня, – рассказывает бригадир Юрий Бурдинский. – Это как раз перед моей предыдущей сменой произошло. Супруга была просто в восхищении от здешней красоты. Однако краткосрочным отдыхом на море дело не ограничилось. Купили во Владивостоке автомобиль «Тойота-Хайс» (давно была такая мечта) и на нём вернулись домой. Совместилось приятное с полезным.

Мужики в курилке после плотного обеда меж собой разговаривают: «Не случайно Путин именно это место выбрал для проведения саммита АТЭС. Если и собирать президентов да премьер-министров Азии и Америки, то только на острове с символичным названием – Русский. Это наш форпост на Тихом океане».

Автор: Николай Кутенких Николаевич