Овца Транссиба еле дышит

Не понимал и не понимаю, чего шумят. Не было транссибирского транзита (заметного глазу) и не будет. Своё-то идёт океанскими путями, никак ему по Транссибу не едется, чего уж про транзит Азия – Европа толковать. Суть, корень в том, что нет такой всепоглоща

12 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2435 от 12 нояб. 2008
9687624b653b13f0ee8259f08bea222f.jpg

Не понимал и не понимаю, чего шумят. Не было транссибирского транзита (заметного глазу) и не будет. Своё-то идёт океанскими путями, никак ему по Транссибу не едется, чего уж про транзит Азия – Европа толковать.

Суть, корень в том, что нет такой всепоглощающей необходимости у азиатских экспортёров гнать грузы по Транссибу, которая могла бы проломить бесчисленные барьеры и неповоротливость сложившейся вдоль Транссиба системы. Зачем отказываться от удобных и привычных, до часа и до доллара расписанных сервисов линейных океанских перевозок, ради каких выгод? Теоретически там выгадываются какие-то сутки и сотни долларов, так то ж теория. Практически не шло и не идёт, и никому эти головные боли не нужны – и в России, и за границей. Тут тысяча долларов давно уже так, мелочь на общественный транспорт, тут гармонь и самогон празднуют который год нескончаемую халяву нефти, а в контейнерных перевозках надо бороться буквально за каждый доллар и каждую минуту.

А ещё ведь современные контейнерные перевозки требуют сложнейшей инфраструктуры и специалистов такого качества, какое не даст никакая академия менеджмента или бизнеса или даже высшая школа экономики – тут руками надо, а не языком. Транзит сам по себе в Транссиб не пойдёт, его надо загонять огромными усилиями всех заинтересованных сторон и прежде всего долгосрочной поощрительной политикой государства. Если бы завтра покрылся льдом Малаккский пролив и океанский путь стал невозможен или сильно ограничен, ну тогда другое дело – в Транссиб хлынули бы огромные деньги и не менее огромное желание как можно скорее продавить и поставить транзит. Было бы мощное давление снаружи. Его нет. Изнутри тоже заинтересованных немного, пара-тройка крупных компаний, решивших поиграть в эту рулетку. А мелочь, которая готова каждый затор пробивать собственной головой и ездить на крыше каждого контейнера вдоль всего Транссиба, если это поможет делу, давно уже разогнали.

Вот немцы поставили пару или больше контейнерных поездов Пекин – Гамбург или Берлин, следуя, где можно, мимо России. Так они не кричат о том, что перетянут на себя контейнерный поток Азия – Европа, они скромно возят только срочные грузы или негабариты.

У нас же каждый год одно и то же – бесконечные разговоры, планы и проекты, увенчанные короной розовых мечтаний.

Нужны прежде всего долгосрочная поощрительная политика и постоянные понятные и обязательные для всех правила и законы плюс рыночная среда. Этого нет? Тогда и транзита не ждите.

А о какой долгосрочности и поощрительности вкупе с осторожностью можно говорить, если посмотреть, например, на экспорт леса? Взяли и решили: чего мы гоним кругляк, когда его можно переработать в полуфабрикаты и получить за него в разы больше? Как это сделать? По идее, сначала подумать и посчитать. Потом продумать меры, посоветовавшись с лесопромышленниками. И уже потом что-то делать. Сверху, конечно, незаметно, но если приглядеться, то обнаружится, что лесопромышленность состоит не только из жадных и злых, с толстыми волосатыми пальцами в перстнях лесопромышленников. Там есть лесорубы, всякие водители всякого транспорта и те, кто их обслуживает, всякие ж.-д. станции и полустанки, порты и пароходы, и у всех у них есть семьи, живущие в посёлках и городах, каковые семьи пользуются услугами всего того, что необходимо для жизни, – это торговля и медицина, обучение и развлечения, и т.д., и т.п. Огромная часть населения и инфраструктуры Дальнего Востока или Севера – это именно лесопромышленность. Ей взяли и запретили работать. Вместо того чтобы переходить на полуфабрикаты постепенно и целесообразно, без ущерба для огромного числа людей и экономики краёв и областей.

Это мы говорим о бизнесе, которому в России сотни лет, о судьбах десятков или сотен тысяч людей. А что говорить о транзите, от отсутствия которого при таких роскошных ценах на нефть никому ничего не трёт и не жмёт? Овца в виде Транссиба есть, но она и так еле дышит, шерсти на клок. Цирюльники с ножницами никак не поймут, что шерсть на овце растёт не сразу и не по приказу, что чем лучше уход, тем гуще постриг.

Автор: Михаил ВОЙТЕНКО