От бюджета выживания – к бюджету развития

Администрация Владивостока представила в городскую думу проект бюджета на 2009 год, во многих отношениях беспрецедентный в истории города. Впервые бюджет Владивостокского городского округа превысит по расходам сумму в 7 миллиардов рублей, рост налоговых д

11 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2434 от 11 нояб. 2008
aff7271d05fe10400b9cec35282dccdc.jpg

Администрация Владивостока представила в городскую думу проект бюджета на 2009 год, во многих отношениях беспрецедентный в истории города. Впервые бюджет Владивостокского городского округа превысит по расходам сумму в 7 миллиардов рублей, рост налоговых доходов запланирован к ожидаемым поступлениям текущего года почти на 25 процентов, а рост расходов по разделу «Социальная политика» - более чем на 50 процентов.

Сохранены все действующие в городе социальные программы поддержки населения и вводятся новые, например выплаты студентам на транспортные расходы. Предусмотрено повышение заработной платы для работников бюджетной сферы на 7,5 процента, а вот для муниципальных служащих (сотрудников городской администрации) никакого роста зарплаты в проекте бюджета 2009 года не запланировано.


Этот краеугольный для содержания и развития городского хозяйства документ стал первым в своём роде для финансистов «команды Игоря ПУШКАРЁВА» во главе с Натальей ЗУБОВОЙ, курирующей в должности вице-мэра финансовое направление.

Специально для читателей «В» Наталья Валерьевна рассказала нашему корреспонденту об основных параметрах бюджетного проекта и его отличительных особенностях.

~~Справка «В»
Основные параметры бюджета Владивостокского городского округа на 2009 год сформированы по доходам в сумме 6 млрд. 671,546 млн. рублей, по расходам – 7 млрд. 182,702 млн. Дефицит запланирован в сумме 511,156 млн. рублей, что не превышает норму, установленную бюджетным законодательством. В структуре расходов основными разделами являются «Образование», на которое отводится 40,6 процента, а также ЖКХ (21,3 процента), «Общегосударственные расходы» (18,5 процента), «Здравоохранение, физическая культура и спорт» (11 процентов). ~~

- Наталья Валерьевна, действующая городская администрация пришла к власти всего полгода тому назад, получив не самое завидное «наследство» от предшественников. Удалось ли в этих условиях уложиться в отведённые для вёрстки бюджетного проекта сроки?

- Действительно, нерешённых проблем нам было оставлено немало. Помимо большой просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений только одних исполнительных листов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение из ветхого жилого фонда к администрации уже предъявлено на сумму около 2 миллиардов рублей. Нам пришлось совместно с городской думой проделать огромную работу по разработке и принятию муниципальных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства Владивостокского городского округа. С учётом этого депутаты пошли нам навстречу и перенесли срок внесения в Думу проекта бюджета с 15 октября на 1 ноября. При этом Бюджетный кодекс РФ позволяет сделать это не позднее 15 ноября. Проект был направлен в думу 31 октября, таким образом, работа была завершена в установленные бюджетным законодательством сроки. Мы надеемся, что депутаты городской думы рассмотрят и примут представленный проект также в требуемые сроки, то есть до начала нового финансового года.

- Наталья Валерьевна, во всём мире бушует финансовый кризис, не обошедший стороной и российский рынок. Это как-то сказалось на разработке бюджета?

- В соответствии с ситуацией на финансовом рынке, изменением динамики показателей развития экономики РФ и регионов Минфин рекомендовал ограничить принятие новых расходных обязательств, включая повышение заработной платы. Тем не менее в нашем проекте предусмотрены расходы на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы города по единой тарифной сетке на 7,5 процента. При этом глава города Игорь Сергеевич Пушкарёв принял решение не повышать заработную плату муниципальным чиновникам.

- Чем ещё отличается бюджет-2009 от бюджета Владивостока текущего года?

- Самое главное отличие, на мой взгляд, состоит в сбалансированности нашего проекта, в обеспеченности всех расходных обязательств. А текущий бюджет подобной сбалансированностью как раз не отличается. Например, расходы на заработную плату бюджетников в ноябре и декабре 2008 года просто-напросто не предусмотрены и сейчас приходится решать этот вопрос.

Кроме того, наш проект характеризуется возросшей социальной направленностью. Достаточно сказать, что расходы по разделу «Социальная политика» увеличились на 51,2 процента. А по разделу «Охрана окружающей среды» предусмотрено увеличение в 7,5 раза, хотя это и составит всего 0,1 процента от всех расходов бюджета. Безусловно, этого недостаточно, чтобы решить накопившиеся городские и социальные проблемы в одночасье, но начало положено.

С точки зрения доходов немаловажно, что в 2009 году проектом закона Приморского края «О краевом бюджете на 2009 год» впервые бюджету Владивостокского городского округа установлен дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 3 процентов, что должно принести в городскую казну дополнительно почти 328 миллионов рублей. Это ещё один результат конструктивного сотрудничества городских и краевых властей, чего не было раньше. Сегодня городу готовы давать деньги в рамках краевых и федеральных программ, потому что средства используются разумно и «прозрачно».

- По другим налоговым доходам также планируется рост?

- Да, причём значительный. Общая сумма налоговых доходов составит 4 млрд. 614,732 млн. рублей, рост к ожидаемому поступлению на 2008 год при этом составит 124,5 процента. Для выполнения этой задачи уже проделана большая работа по мобилизации доходов. Создана специальная рабочая группа, в которую вошли представители всех служб. Особое внимание уделяется инвентаризации земельных участков для выявления таких, которые кем-либо используются без оплаты в муниципальный бюджет. Земельный налог полностью поступает в бюджет муниципалитета, поэтому он для нас является одним из наиболее важных. Однако нужно отметить, что поступления эти по сравнению, скажем, с Хабаровском гораздо меньше. Другой источник роста бюджета – привлечение инвестиций, и здесь тоже есть определённые наработки.

Разрабатывается программа реформирования муниципальных финансов, учитывающая новые процедуры исполнения бюджета и ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально значимых результатов. Это позволит нам перейти от бюджета «выживания» к бюджету стабилизации, каким является проект на 2009 год, а затем и к бюджету развития. В рамках которого будет реализована программа строительства детских садов, муниципального жилья, муниципального транспорта и другие проекты, в том числе в области культуры и спорта.

А пока что, надо признать честно, собственных доходных источников для финансирования расходных обязательств городского округа в полном объёме недостаточно. И самой большой проблемой остаются накопившиеся за последние несколько лет проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это износ теплотрасс, проблема ветхого и аварийного жилья…

- Тем не менее в разработанном вами проекте всё же предусмотрены расходы, которые направляются на приоритеты развития городского хозяйства?

- Бюджетное инвестирование в основные фонды за счёт средств бюджета Владивостокского городского округа составит лишь 3 процента в общей структуре расходов, или 205,5 млн. рублей. В том числе планируются приобретение автобусов на 30 млн. руб., приобретение и монтаж лифтов на 50 млн. руб. и на такую же сумму – приобретение снегоуборочной и дорожной техники, реконструкция и замена инженерных сетей на 43,5 млн. рублей. По пять миллионов предусмотрено на проектные работы по реконструкции магистрали общегородского значения на участке Санаторная - мост через Золотой Рог и строительство улично-дорожной сети острова Русского.

- Наталья Валерьевна, в завершение – несколько слов о себе. Где вы овладевали финансовыми премудростями?

- Во-первых, у меня два образования по специальности «финансы и кредит». Сначала я с красным дипломом закончила Благовещенский финансовый колледж, а затем – соответствующий факультет ДВГУ. Во-вторых, стаж моей финансовой службы составляет почти 20 лет. Своей личной целью ставлю обеспечить переход от стабилизации бюджета к бюджету развития. Поскольку это является целью и других соратников главы города, я уверена, что это вполне достижимо. Надеюсь, что благодаря совместной работе с нашим депутатским корпусом мы войдём в новый финансовый год с утверждённым бюджетом и сразу начнём планомерное решение этой задачи.

Автор: Александр Карташов Анисимович