От Божией Матери – к победе коммунизма. И обратно

Cтрана отметила новейший государственный праздник – День народного единства. Официоз не без удовлетворения констатирует: в городах и весях, массовые формы, народные гулянья… При более внимательном рассмотрении выясняется, однако, что далеко не во всех эти

7 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2433 от 7 нояб. 2008
2e251c7f51ebabdee2244951f8d425cf.jpg

Cтрана отметила новейший государственный праздник – День народного единства. Официоз не без удовлетворения констатирует: в городах и весях, массовые формы, народные гулянья…

При более внимательном рассмотрении выясняется, однако, что далеко не во всех этих самых весях присутствуют массовые формы. Ну а что до гуляний, то об этом проявлении «народного единства» метко сказала одна жительница Владивостока, заявившая корреспонденту «В», что если есть повод пить и веселиться, то какая разница, что праздновать…

День народного единства был одобрен Госдумой РФ в декабре 2004 года – парламент перенёс государственный выходной день с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября.

Основной причиной календарного сдвига стало желание депутатов полностью снять негативные, как им представлялось, ассоциации, связанные с годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года). Новая дата взамен старой была определена, исходя из давней исторической традиции. Ещё в середине XVII века по указу царя Алексея Михайловича начали отмечать 4 ноября – как «день, когда в 1612 году русское ополчение освободило Москву от польских захватчиков». В этот же день Русская православная церковь отмечает День Казанской иконы Божией Матери. Кстати, после 17-го года этот праздник был запрещён большевиками.

Ещё раз подчеркнём, что идея «подправить» календарь принадлежала исключительно депутатам и, кроме того, была поддержана Русской православной церковью.

Нет слов, инициатива благая. Поиск национальной идеи давно уже не даёт желаемого эффекта, а посему любой исторический факт, льющий воду на эту мельницу, заслуживает всяческого внимания. Тем более такой значимый, как День Казанской иконы Божией Матери, который был почитаем в дореволюционной России более двухсот лет!

Но почему же так непросто приживается сегодня новая возрождённая традиция?

Прежде всего День занял в календаре не свободную нишу, а был введён вместо другого праздника – 7 ноября.

По-разному сегодня можно относиться к событиям 17-го года, но нельзя не признать, что Октябрьская революция была крупнейшим событием ХХ века, сыграла громадную роль в жизни страны, её народа. Для миллионов граждан это все-таки значимый день.

Люди честно трудились всю жизнь, отдали на благо Отечества лучшие годы, а их судьбы в одночасье – на свалку истории…

Наверное, поэтому и внутренне сопротивляется часть граждан. Корни этого, как метко заметила ещё год назад канадская журналистка Джейн Армстронг, «в немалой степени равнодушие России к национальному празднику – это наверняка реакция на крайнюю непоследовательность Кремля, в последние 16 лет что только не проделывавшего с национальными символами. Два раза менялся государственный гимн; в городах рушили памятники Сталину и Ленину, переименовывали улицы обратно, присваивая им дореволюционные имена…»

Ещё один аспект. Исходя из нынешних реалий плохо стыкуются возрождённые символы (изгнание польских интервентов и Казанская икона Божией Матери).

Хотим мы этого или нет, но День единства - невольное напоминание двум этносам – полякам и татарам о событиях, пусть и очень отдалённых, но, скажем так, не совсем сегодня уместных.

Казанская икона напоминает о взятии Иваном Грозным Казани со всеми вытекавшими из покорения последствиями, а «польская интервенция» очень даже накладывается на и без того непростые сегодняшние межгосударственные отношения стран-соседей…

Посмотрим на эту проблему ещё с одной стороны. Депутаты инициировали День единства достаточно келейно, в узком, что называется, кругу, ещё раньше тем же макаром праздник 7 ноября был переименован в День согласия и примирения. По сути опять та же петрушка – в 17-м из столицы понесли весть по городам и весям о всенародном шествии новой власти, а грянул август 91-го - и из той же столицы как ни в чём не бывало: «Назад, не туда пёрли!..».

Может, потому и тщетны потуги – с национальной идеей, в том числе и с Днём народного единства, что до сих пор мало учитывается мнение этого самого народа, которому, по мысли законодателей, следует теперь не только соглашаться, но и единиться.

А если серьёзно, то всё, наверное, оттого, что сначала режем, а потом примеряем. По-иному: ну, не хочется нам жить в правовом поле! Оттого и власть изобретает политические неологизмы, и народ, как известно, безмолвствует…

P.S. Автору данных заметок, по отцовской линии поляку, так и хочется в этот день поднять тост:

- За единство, пся крев!

Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ