Дворник Смирнов идёт к вам! Послесловие к камчатскому расстрелу

Конечно, он не прав. Не прав в корне и полностью. Потому что так не делается и вообще эти люди не виноваты (а если и виноваты, то вина их несоразмерна расплате). И если не устраивает твоя зарплата бюджетника – пиши жалобы, подавай в суд, разбирайся как ми

7 нояб. 2008 Электронная версия газеты "Владивосток" №2433 от 7 нояб. 2008

Конечно, он не прав. Не прав в корне и полностью. Потому что так не делается и вообще эти люди не виноваты (а если и виноваты, то вина их несоразмерна расплате). И если не устраивает твоя зарплата бюджетника – пиши жалобы, подавай в суд, разбирайся как минимум с законодателями или сам избирайся в Госдуму. Наконец, устраивай революцию, потому что победителей не судят.

И всё-таки дворник Смирнов и его преступление не так просты. Достоевский мог бы написать о нём роман. Не удивлюсь, если в наш постмодернистский век кто-то создаст компьютерную игру «по мотивам».

31 октября в здание управления Росрегистрации по Камчатскому краю (Петропавловск-Камчатский) вошёл 63-летний Владимир Смирнов, работавший здесь дворником, и проследовал к кабинету начальника Татьяны Никитиной. Там помимо самой Никитиной находилась главный бухгалтер Марина Хацкевич. Дворник Смирнов вынул обрез охотничьего ружья и дважды выстрелил в Хацкевич, после чего перезарядил оружие и дважды выстрелил в Никитину. Затем Смирнов выбрался через окно на улицу, сел в свой внедорожник Toyota Hilux (широко живут дворники на Дальнем Востоке) и поехал домой. Дома снял верхнюю одежду и застрелился. Скончались и обе жертвы дворника. Коллеги и друзья аттестовали покойного как человека очень уравновешенного и доброго. По предварительной версии, Смирнов конфликтовал с начальством и бухгалтерией из-за низкой зарплаты и того, что ему урезали премию. Когда аргументы закончились – достал ружьё. Тварь он дрожащая или право имеет?

…Есть случаи, касающиеся самых болевых точек и поэтому чреватые спорами и далеко идущими выводами. «Дело Буданова» и «дело Ульмана», «дело Калоева» и «дело Гамидова». «Дело Квачкова». Из этого же ряда - «дело дворника Смирнова». Здесь по определению не может (да и не должно, наверное) быть одного мнения.

Если бы это и правда был роман, автора можно было бы упрекнуть в нарочитости: почему именно дворник и именно Смирнов? Но это не литература, а жизнь. И поэтому – именно дворник и именно Смирнов. Не буду говорить, что я поддерживаю его методы борьбы за достойную оплату труда. Не говоря уже о том, что фактически ни за что погибли люди, которые могли бы жить. Но появление дворника Смирнова не случайно, как не случайны ни войны, ни революции.

Начальники всех мастей и калибров должны знать, что в России есть дворник Смирнов. Его самоубийство никого не должно обманывать. В России живёт и множится армия дворников Смирновых, которая может однажды бросить мётлы, взять охотничьи ружья или иные смертоносные предметы вплоть до канонического булыжника и направиться в начальственные кабинеты. Вахтёр пропустит их беспрепятственно. Да и какие препятствия могут быть у человека, которому не жаль собственную жизнь? И поэтому дворник Смирнов - этот камикадзе постсоветской эпохи, этот новый русский шахид – бесстрашен, непобедим, свободен и всесилен. К нему не применишь никакой закон, потому что он – сам себе судья (но сначала – другим). Может быть, хотя бы это понимание и эти человеческие жертвы (уж точно не последние) заставят самых высоких начальников заняться делом? И тогда законодатели начнут принимать нормальные законы, а исполнители - их исполнять?

Аннушка уже пролила масло. А дворник Смирнов уже подмёл двор, поставил в угол метлу и достал из-под дивана запылившееся от долгого неиспользования охотничье ружьё. Взял ножовку по металлу и, как герой Сергея Бодрова в балабановских фильмах, отпилил часть приклада и наполовину - стволы. Зарядил обрез двумя патронами, ещё пригоршню сунул в карман. От Смирнова не спасут броня автомобилей и перекачанные туши охранников. От него вообще нет защиты, потому что он вездесущ, тысячелик и вечен. Сейчас он издаёт свой первый крик в роддоме. В XIX веке он швырял бомбы в царя, в XX – защищал Брестскую крепость и бросался на дот. Не спрашивайте, к кому идёт дворник Смирнов. Он идёт к вам.

Автор: Василий Авченко Олегович